Карельские грамоты: брать корельских коней
Просмотров: 2331
Карелия: новгородская карелия, карельские грамоты
Грамота 275/266
Новгород, {1360–1380}
Раскоп Неревский, усадьба «Е»
Условная дата: 1360–1380.
Содержание: От Сидора к Григорию (хозяйственные распоряжения).
Новгород, {1360–1380}
Раскоп Неревский, усадьба «Е»
Условная дата: 1360–1380.
Содержание: От Сидора к Григорию (хозяйственные распоряжения).
об экспорте лошадей из Корельской земли
(№ 275) Приказъ о Сидора к Григории. Что оу подоклити оленини, выдай сторъжю в церкъвь. А что дви коръби Сидърови и бе ... менъ и Остафии, а прове ...
(№ 266) ... решь. Вели Максмцю брати. Да сыпль съби вклить. А пр ... Поими моего цалца, корми ежеднь овсъмь. А тоби погиха ... овъ. Поими коне корилескы. А что обилие ... митрови
(Арциховский, Борковский, 1963, с. 93—94).
Обе грамоты происходят из слоя 8 яруса (1369—1382 гг). Они написаны одним почерком и, очевидно, представляют собой обрывки одного и того же письма, которое является записью хозяйственных распоряжений феодала, владельца усадьбы, своему приказчику. В обрывке грамоты № 266, по мысли Л. В. Черепнина, речь идет о том, что для поездок Григорию не разрешается пользоваться хозяйским «цалцем» (т. е. чалцем, чалым конем) и он должен брать для этой надобности корельских коней (Черепнин, 1969, с. 306). Под последними, вероятно, имеется в виду особая порода лошадей, купленная или приобретенная иным путем в Северо-Западном Приладожье. Известие этой берестяной грамоты о корельских конях в Новгороде дополняет имеющиеся сведения об экспорте лошадей из Корельской земли в районы современной Финляндии и через Выборг в Швецию в XIV в. (Кочкуркина, 1982, с. 154).
Грамоты № 275 и № 266 датируются XIV в. и написаны одним почерком. Это, видимо, обрывки одного и того же письма, адресованного владельцем усадьбы своему приказчику. Григорию не разрешается пользоваться для поездки чалым конем, для этой надобности он должен брать корельских коней. Действительно, у корелы было развито коневодство. Она их экспортировала за границу, прежде всего в Любек и Данциг. О постоянном вывозе лошадей свидетельствует указ 1347 г. шведского короля Магнуса, по которому жителям Выборга разрешалось вывозить лошадей (жеребцов) не моложе 8 лет.
Финляндский этнограф К. Вилкуна полагает, что кобылицкая корела оттого и называется в летописи кобылицкой, что разводила и продавала коней. Основа для этих занятий имелась. В доисторическое время и в раннем средневековье на Карельском перешейке в бассейне реки Вуоксы, бродили стада полудиких лошадей финско-восточнокарельской маленькой местной породы, которая происходила от дикой лошади — тарпана. Древние карелы при необходимости приручали лошадей. Когда героям «Калевалы» Вяйнямёйнену и Илмаринену пришла пора ехать в Похьёлу за Сампо, то они, прихватив сбрую, отправились искать лошадей в лесную чащу. Приручённые лошади пользовались спросом у тех, кто не имел таких естественных стад, то есть у жителей Финляндии (кроме Саво). Для них-то Северо-Западное Приладожье и было районом Кобылицкой корелы.
Значение новгородской Карелии в экспорте лошадей особенно возросло после 1229 г., когда папа Григорий IX, стремясь оказать нажим на язычников-финнов, запретил западным странам поставлять им оружие и породистых коней.