ОНЕЖСКИЙ ЗАВОД В ГОДЫ ИНОСТРАННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОИНЫ

Просмотров: 130


В жизни Советской Карелии Онежский металлургический и механический завод (Такое наименование заводу было присвоено Олонецким губернским советом народного хозяйства 5 ноября 1918 г. До этого завод назывался Александровским чугунолитейным и снарядоделательным - ныне Онежский тракторный завод) занимал и занимает важное место.
Но если история борьбы рабочих Онежского завода за установление Советской власти в Петрозаводске и в Карелии получила уже освещение в исторической литературе, то история самого завода как социалистического предприятия, история трудовых подвигов его славного рабочего коллектива пока все еще ждет исследователя. Единственной работой, в которой дается самый краткий популярный очерк истории завода за годы Советской власти, является книга А. Н. Брызгалова3.

В данной статье ставится задача — показать, как рабочий коллектив завода под руководством своего авангарда — партийной организации — в невероятно трудных условиях разорения, голода, недостатка средств и т. д. самоотверженно трудился, внося свой вклад в общее дело разгрома врагов молодого Советского государства.
Великая Октябрьская социалистическая революция явилась переломным событием и в жизни рабочих Онежского завода. С установлением Советской власти в Петрозаводске в январе 1918 г. рабочие стали полновластными хозяевами на заводе. Но тут перед ними встали и новые, еще более сложные задачи — научиться управлять заводом, наладить его производственную деятельность с учетом запросов Советской республики.
Со дня своего основания (1774 г.) завод производил главным образом военную продукцию. В конце 1917 г. заказы Главного артиллерийского управления на изготовление стальных снарядов были прекращены. Это поставило завод в крайне тяжелое положение, встал вопрос о его дальнейшем существовании. Судьба завода была не безразлична для края. Он был единственным крупным металлургическим предприятием, унаследованным Советской властью в Карелии от прежнего строя. Интересы экономического, политического и культурного развития отсталой окраины, какой была тогда Карелия, настоятельно требовали сохранения завода. Создалась необычайно сложная обстановка. Деятельность рабочих, направляемая коммунистами на организацию управления заводом, совпала с необходимостью срочного изыскания путей и способов сохранения самого завода. Чуждые и враждебные Советской власти элементы из прежнего заводоуправления (некоторая часть инженерно-технического персонала) пытались использовать многочисленные трудности для дезорганизации производства и закрытия завода. Невозможность быстро перевести завод на производство продукции мирного времени они доказывали якобы непреодолимыми факторами: отсутствием необходимого оборудования, средств, квалифицированных рабочих и т. д.

За годы войны сильно изменился состав рабочих Онежского завода. Вместо кадровых рабочих, мобилизованных в армию, на завод пришли рабочие, в большинстве своем выходцы из мещан Петрозаводска и крестьян соседних с городом деревень. В сравнении с 1916 г. число кадровых тквалифицированных рабочих на Онежском заводе сократилось к началу 1918 г. в два раза, а к марту 1919 г.— более чем в три раза. Эти рабочие, еще не переварившиеся в «рабочем котле», легко поддавались враждебному влиянию. Хотя в то тяжелое время рабочие Онежского завода снабжались продовольствием по самой высокой категории, враждебные элементы агитировали за разгром продовольственных складов и иногда сбивали рабочих на принятие решений, идущих вразрез с политикой Советской власти. Поэтому от партийной оц-анн-зации и передовых рабочих требовалось также много сил и для борьбы с мелкобуржуазными левоэсеровскими настроениями среди рабочих.

Прежде всего рабочим необходимо было взять руководство заводом в свои руки. Уже 9 января 1918 г., т. е. спустя пять дней после установления Советской власти в городе, по инициативе партийной организации заводской комитет профсоюза совместно с президиумом профсоюза металлистов и коллегией по управлению Олонецким горным округом, руководствуясь обращением Советского правительства от 9 декабря 1917 г. ко воем рабочим России «О прекращении изготовления предметов военного снаряжения и переходе к производству предметов мирного обихода», обсудил вопрос о перспективах работы завода и возможностях его перевода на производство продукции, необходимой в данный момент стране. На заседании было принято решение об установлении строгого контроля завкома за деятельностью администрации завода.

В дальнейшем общественные организации завода под руководством коллектива коммунистов провели реорганизацию всего управления заводом. В целях обеспечения влияния партийной организации в органах управления коммунисты завода на партийном собрании 24 марта
1918 г. приняли постановление, в котором признали обязательным участие представителей партийного коллектива на заседаниях заводоуправления и всех заводских организаций.

27 марта решением пленума заводского комитета профсоюза управление горного начальника упразднялось, вводилось коллегиальное управление в составе: двух представителей от рабочих, одного инженера, одного мастера и одного служащего завода. 29 марта объединенное заседание общественных организаций завода утвердило временное положение по управлению Олонецким горным округом и Александровским заводом. В его основе было положение о заводоуправлениях, выработанное на съезде представителей бывших казенных уральских заводов. Согласно положению высшим органом, ведающим деятельностью Олонецкого горного округа, стало пленарное заседание, выбираемое всеми заводскими организациями. В его состав входило 36 членов от заводских организаций, представители от Олонецкого губисполкома и губ-совнархоза. Пленарное заседание избирало из своего состава коллегию по управлению из пяти членов, которая и являлась хозяйственно-административным органом горного округа и завода. Председателем коллегии и начальником завода был утвержден беспартийный инженер-металлург А. М. Пригоровский, главным инженером стал А. М. Эрих-ман. В конце октября 1918 г. коллегиальное управление было заменено Правительственным правлением, установленным Высшим Советом Народного Хозяйства для всех государственных предприятий.

Перед коллективом завода встала важнейшая задача — изыскать пути для его перевода на производство продукции мирного времени.
В условиях Петрозаводска наиболее целесообразным было использовать Онежский завод для обслуживания потребностей Мурманской железной дороги, которая крайне нуждалась в ремонте подвижного состава. Для Карелии, которую с центральными районами страны связывала единственная железная дорога, бесперебойное движение по ней означало сохранение, прежде всего, экономических и культурных связей с Советской Россией. Достаточно сказать, что более половины потребляемого в крае хлеба и другого продовольствия завозилось сюда из восточных и юго-восточных губерний главным образом по железной дороге. С другой стороны, карельский лес был остро нужен Петрограду и другим промышленным центрам.
Мурманская железная дорога строилась наспех в годы первой мировой войны. Для ремонта паровозов и вагонов на дороге имелись только небольшие участковые мастерские, которые едва справлялись с ремонтными работами в нормальных условиях эксплуатации подвижного состава, но бессилыны были справиться с той колоссальной разрухой на железной дороге, к которой привела империалистическая война и которую еще больше усугубляла начавшаяся иностранная военная интервенция. К середине 1918 г. почти половина всех паровозов и вагонов Мурманской железной дороги из-за неисправности бездействовала. Разместить заказы по ремонту паровозов и вагонов на существующих в стране паровозоремонтных заводах не представлялось возможным, так как большинство из них в то время не работало из-за нехватки сырья, топлива и продовольствия. Оставался единственный выход из создавшегося тяжелого положения — организовать ремонт железнодорожного транспорта на месте.
Предложение общественных организаций завода о приспособлении его для ремонта паровозов и вагонов для Мурманской железной дороги
возникло еще в начале 1918 г., когда выяснилась опасность полной остановки завода вследствие прекращения заказов военного ведомства.
19 марта 1918 г. по инициативе партийного коллектива этот вопрос специально был выдвинут на обсуждение объединенного заседания общественных организаций завода. Совещание одобрило предложение о переоборудовании завода для обслуживания нужд железной дороги и поручило завкому и администрации установить связь с Центральным комитетом профсоюза железнодорожников и с управлением Мурманской железной дороги и выяснить возможности заключения договора между Онежским заводом и железной дорогой. Намерение же администрации завода об увольнении рабочих в связи с сокращением работ участники заседания единодушно отклонили и постановили: «К расчету рабочих не приступать, а принять все меры к изысканию работ на период мирного времени».

Новое правление завода в дальнейшем повело энергичную борьбу за преобразование завода в предприятие, выпускающее продукцию для мирных целей. Оно обратилось за финансовой помощью в Олонецкий губисполком, который ассигновал на нужды завода 2 млн. руб. из фонда обложения капиталистов Олонецкой губернии. Вместе с тем губисполком обратился с ходатайством в правительство РСФСР об отпуске средств «а реконструкцию Онежского завода. Советское правительство внимательно отнеслось к нуждам завода, отпустив на его переоборудование 2 млн. 700 тыс. руб. В дополнение к этому Петроградский счетно-ссудный комитет предоставил заводу кредит в сумме 970 тыс. руб. Началась закупка оборудования и сырья. Основа для работы завода была создана2.

В мае 1918 г. Высший Совет Народного Хозяйства одобрил предложение местных организаций о приспособлении Онежского завода для ремонта паровозов и вагонов и изготовления запасных частей к ним. Договоренность между правлением Онежского завода и управлением Мурманской железной дороги об организации на заводе ремонта паровозов и вагонов и изготовления запасных частей для них была достиг нута уже к середине 1918 г. Но преодоление трудностей, связанных с переоборудованием завода для нового производства, подбор квалифицированных кадров рабочих и инженерно-технических работников затянули перевод завода на работу для железной дороги.

Паровозоремонтное дело мало что могло унаследовать от снарядного производства. На заводе не было ни одного годного парового молота, ни одного хотя бы сколько-нибудь приличного сверлильного, строгального и других станков, не говоря уже о станках специального назначения.
Под паровозоремонтный цех было отведено новое, только что построенное железобетонное здание снарядного цеха. В течение второй половины 1918 г. правление завода вместе с управлением Мурманской железной дороги при содействии Олонецкого губисполкома и других губернских организаций энергично готовило паровозоремонтный цех и вспомогательные мастерские — медницкую, трубную, рессорную и др.— к проведению ремонтных работ. На заводах Москвы и Петрограда было приобретено небольшое количество необходимых станков, часть инструментов завод изготовил своими силами.
Много усилий потребовали подбор и подготовка квалифицированных рабочих кадров. Сообщая в конце 1918 г. о технической готовности к ремонту паровозов, правление завода отмечало, что для нормальной организации ремонтных работ все еще не хватает свыше 200 квалифицированных рабочих — слесарей, котельщиков, токарей, рессорщиков и др. Обращения в Петрозаводскую биржу труда, приглашения квалифицированных рабочих из Петрограда, Коломны и других мест не увенчались успехом. Не могло оказать помощи в этом вопросе и управление Мурманской железной дороги.
Единственным выходом из создавшегося положения явилась переподготовка рабочих. На этот путь и встало правление Онежского завода. По договоренности с железной дорогой оно направило группу рабочих на временную работу в мастерские депо, а железная дорога командировала специалистов из железнодорожных мастерских в паровозоремонтный цех завода для передачи опыта работы заводским рабочим. Полностью, однако, ликвидировать нехватку квалифицированных рабочих не удалось и это серьезно мешало развертыванию ремонта паровозов на заводе.
Партийные, советские и хозяйственные организации Олонецкой губернии уделяли большое внимание организации на Онежском заводе ремонта паровозов и вагонов, оказывая рабочим повседневную помощь. Осенью 1918 г. окружной комитет партии принял специальные меры по улучшению партийной работы на Онежском заводе. Для постоянной работы туда были направлены коммунисты И. Т. Григорьев и Д. 3. Акулов, ранее работавшие на заводе, а затем выдвинутые на руководящую партийную и советскую работу. К заводской партийной организации были прикреплены ответственные работники губернских организаций. Для усиления партийной фракции при правлении завода в ее бюро были влиты два ответственных партийных работника. Агитационно-пропагандистскому отделу окружкома было поручено принять меры к поднятию политико-просветительной работы на заводе, чаще проводить митинги и лекции среди рабочих.

Вопросы политико-массовой работы и укрепления трудовой дисциплины на предприятии неоднократно обсуждались на партийных, профсоюзных и рабочих собраниях завода. 27 сентября 1918 г. партийное собрание завода, обсудив положение дел на предприятии, обратилось в окружной комитет партии с просьбой прислать на завод политического комиссара из коммунистов, а также лучших агитаторов на рабочие собрания. В целях укрепления руководства профсоюзом металлистов собрание избрало представителей от партийной организации в завком профсоюза4. В конце октября партийная организация Онежского завода выдвинула в правление завода трех коммунистов.
Петрозаводский окружной комитет РКП (б) в ноябре направил политическим комиссаром на Онежский завод В. П. Солунина. Приступив к работе, В. П. Солунин главное внимание обратил на укрепление трудовой дисциплины. 3 декабря он выступил с докладом в комитете партийной организации завода, а 6 декабря — на заседании губисполкома. Характеризуя положение на заводе, В. П. Солунин отметил, что враждебные элементы, притаившиеся на заводе, продолжают вести дезорганизаторскую деятельность, направленную на срыв производства, стремятся противопоставить рабочих инженерно-техническим работникам. Мастера оказались бессильными наладить работу в цехах и мастерских. Намеченные В. П. (Полуниным мероприятия — избрание цеховых старост, образование общезаводского совета старост и товарищеского дисциплинарного суда — получили полное одобрение. Эти меры помогли мобилизовать рабочих на борьбу за укрепление порядка и дисциплины на заводе1. В. П. Солунину пришлось работать политическим комиссаром Онежского завода недолго, он уехал на фронт.

В конце марта 1919 г. Олонецкий губернский комитет РКП (б) и губисполком утвердили политическим комиссаром завода члена губ-исполкома коммуниста А. М. Калинина. В своем напутствии губком партии указал новому политическому комиссару, что на него возлагается задача воспитания классового самосознания рабочих и организация их на борьбу за повышение производительности труда на заводе.
При налаживании нового производства приходилось преодолевать много трудностей. Ремонт паровозов на заводе предполагалось начать со второй половины 1918 г. и до конца года отремонтировать четыре паровоза. Но железнодорожная ветка, по которой можно было бы подавать на завод для ремонта паровозы, была построена управлением дороги только к 16 ноября 1918 г.3 Однако и после этого не сразу удалось приступить к ремонтным работам. Только 13 января 1919 г. правление Онежского завода объявило о начале работ по ремонту паровозов и изготовлению запасных частей для подвижного состава железнодорожного транспорта. Подчеркивая в своем объявлении срочность и первостепенную важность предстоящих работ для государства, правление завода призвало рабочих активизировать борьбу за повышение производительности труда, за укрепление производственной дисциплины. За сверхурочные работы рабочим были установлены премии в виде дополнительных выдач хлеба и других продуктов4.
Слаженной работы в паровозоремонтном цехе удалось добиться не сразу. В первые дни работа проходила неудовлетворительно. Чтобы нормализировать положение в цехе, 28 января 1919 г. на заводе была образована особая техническая комиссия из представителей Мурманской железной дороги, губсовнархоза и завода для всестороннего обследования постановки дела с ремонтом подвижного состава. Рассмотрев итоги обследования, комиссар Петроградского округа путей сообщения предложил управлению Мурманской железной дороги откомандировать на завод людей, знающих паровозоремонтное дело, и по возможности снабдить его недостающими станками.
Для нормализации работы паровозоремонтного цеха завода и этих мер оказалось недостаточно. Сроки выпуска из ремонта первых паровозов откладывались из месяца в месяц.

10 марта 1919 г. было созвано объединенное заседание Олонецкого губернского исполнительного комитета, Петрозаводского городского Совета, губернского Совета профессиональных союзов совместно с представителями рабочих от всех цехов Онежского завода. С докладами
выступили представители правления Онежского завода, цеховых комитетов, губернского совета народного хозяйства и его отдела труда. В постановлении отмечалось, что низкая производительность труда на заводе является результатом несоблюдения 8-часового рабочего дня и нарушений правил трудовой дисциплины (опаздывания и преждевременный уход с работы, неподчинение распоряжениям администрации, игнорирование выборных цеховых старост и т. д.)1. Объединенное заседание со всей решительностью подчеркнуло нетерпимость саботажа и расхлябанности на советском заводе и призвало рабочих прийти Советской власти на помощь в борьбе с разрухой на транспорте путем повышения производительности труда, очищения своих рядов от враждебных и чуждых элементов. Совещание поручило политическому комиссару совместно с партийной организацией и правлением завода провести чистку рабочего коллектива от дезорганизаторов производства, не останавливаясь перед временным закрытием завода. Вопрос о закрытии завода обсуждался на заседании президиума заводской партийной организации, а также на общем партийном собрании завода.

В конце марта Онежский завод был временно закрыт и около полумесяца не работал. В результате чистки с завода было уволено 150 человек, враждебно настроенных и дезорганизующих производство karel.su . За это время был проведен новый набор рабочих и служащих. Рабочие, зарекомендовавшие себя с хорошей стороны и добросовестно соблюдавшие трудовую дисциплину, были вновь беспрепятственно приняты на завод. Обстановка на заводе несколько оздоровилась, повысилась производительность труда. Улучшилась работа мастеров, выдвинутых из среды рабочих: И. В. Яковлева, В. Ф. Пахомова, Г. Ф. Костина и других инженерно-технических работников. Поднятию производительности труда способствовало также введение сдельных расценок за труд и увеличение хлебного пайка.

27 апреля завод выпустил из ремонта первый паровоз. Одержанная победа была отмечена рабочими завода. На состоявшемся по этому поводу митинге комиссар завода А. Калинин посвятил свою речь честному, свободному труду рабочих, охраняемому рабоче-крестьянской властью. Он говорил о том, что переживаемые страной трудности — временное явление, что «окрепнет политическое и продовольственное положение Советской России и тогда неминуемо настанет более благоприятная обстановка для труда»6. Выпуск из ремонта первого паровоза поднял дух и веру рабочих в возможность организации нового производства на заводе.

Помимо организации производства мирной продукции в течение зимы 1918—1919 гг. завод отремонтировал и вооружил восемь буксирных пароходов, которые составили дивизион канонерок Онежской военной флотилии. Эти пароходы, переоборудованные рабочими Онежского завода в боевые корабли, принимали активное участие в боевых операциях против интервентов и белогвардейцев на Онежском озере в 1919 г.

Наступление белофиннов в южной Карелии в конце 1919 г. и их приближение к Петрозаводску сорвало только что начавшееся улучшение производства по ремонту паровозов на заводе. Петрозаводск был объявлен «на военном положении. Коммунисты и комсомольцы города почти полностью были мобилизованы на фронт. Вместе со всеми трудящимися встали на защиту города рабочие и служащие Онежского завода. На общезаводском митинге 6 мая рабочие единодушно решили: «Все как один встать на защиту своей рабоче-крестьянской власти Советов... встать на революционные посты по своей специальности, знанию и в первую очередь в резерв Красной Армии и в нужный момент на фронт»1. Обращаясь к рабочим Петрограда, они заявили о своем решении оборонять подступы к Красному Питеру: «Вы там, а мы здесь дружным натиском отбросим всю банду капиталистов... из пределов Советской республики»2. На заводе был создан отряд. Вначале он был направлен на оборону подступов к Петрозаводску, на участок Лососинное— Машезеро, а с середины мая принимал активное участие в боевых операциях под Пудожем. Бойцы отряда проявили немало самоотверженности и героизма в борьбе против белогвардейцев, остановив наступление врага на Пудожском направлении. Здесь отряд понес и потери. Были расстреляны белогвардейцами попавшие к ним в плен коммунисты завода П. И. Одинцов, А. Т. Суханов, И. И. Васильев. Со словами: «Мы коммунисты и умрем коммунистами!» они мужественно встретили смерть.

Приближение белофиннов к Петрозаводску внесло серьезные изменения в жизнь завода. По указаниям губернского совета народного хозяйства правление Онежского завода приступило к эвакуации наиболее ценных материалов и оборудования. В первую очередь эвакуировалось все, что было связано с производством снарядов. Но в дальнейшем началась подготовка к эвакуации и остального оборудования. Неопределенное положение на заводе длилось все лето. Оборудование то спешно погружалось на транспорт, то погрузка на время прекращалась.
К концу лета чрезвычайно ухудшилось снабжение рабочих продовольствием. Из-за отсутствия запасов муки в Петрозаводске хлебная норма рабочим была снижена до 1,5 фунта муки на человека в неделю. Малосознательная и неустойчивая часть рабочих под давлением встретившихся трудностей пошла на самочинное сокращение рабочего дня до б часов4. Тяжелое положение с производством и снабжением на Онежском заводе, вызванное военными обстоятельствами, в дальнейшем удалось несколько облегчить. Со второй половины августа выдача хлеба была увеличена и достигла прежней нормы. Укрепилась трудовая дисциплина.

Во второй половине 1919 г. в паровозоремонтном цехе были установлены новые станки, полученные из Ярославля и из Москвы. Но многих необходимых станков на заводе все еще недоставало. Отточка цилиндров к паровозам, например, производилась не на специальных, а на простых универсальных станках, что осложняло и замедляло ремонт, увеличивало простой паровозов на ремонте. Недостача в литейном цехе подъемных кранов заставляла рабочих перетаскивать тяжести вручную. Это тоже отнимало много времени6.
За 1919 г. на Онежском заводе было отремонтировано шесть паровозов. Кроме того, завод изготовил в 1919 г. чугунных паровозных
и вагонных частей общим весом на 10,5 тыс. пудов и медных — на 602 пуда. В том же году заводом были оборудованы три платформы для бронепоезда, с установкой орудий на них, а также паровоз и теплушка броневой летучки. Завод приступил к изготовлению плугов для сельского хозяйства, но вскоре из-за отсутствия железа вынужден был их производство прекратить1. В декабре 1919 г. губернский комитет по продовольствию при Олонецком губисполкоме обратился к Онежскому заводу с просьбой отремонтировать в срочном порядке два паровоза и несколько товарных вагонов для эшелона, отправляемого за хлебом. Обращение губисполкома получило единодушную поддержку рабочих-онежцев и в начале 1920 г. это поручение было выполнено.

Хотя число отремонтированных паровозов и вагонов, а также изготовленных запасных частей к ним за 1919 г. было невелико, однако оно наглядно подтверждало возможность переоборудования завода для обслуживания нужд железной дороги.

В феврале 1920 г. в Петрозаводске, как и во всей Карелии, проводилась «неделя фронта и транспорта». Олонецкая губернская комиссия по проведению «недели фронта и транспорта» поставила задачу — наряду с оказанием конкретной помощи фронту одеждой, обувью, продовольствием и т. д. оказать помощь Онежскому заводу в поднятии производства по ремонту паровозов и вагонов. Каждый коммунист города обязан был отработать на заводе или в депо ст. Петрозаводск не менее 6—8 часов в неделю. Петрозаводское уездное бюро профсоюзов командировало на работу на завод 30 человек, Онежская флотилия— 100, в том числе 50 специалистов2. Проведение «недели фронта и транспорта» подняло интенсивность труда на заводе. Этому способствовали и дальнейшие победы Красной Армии на фронтах гражданской войны. В феврале—марте 1920 г. в результате успешного наступления частей 6-й армии Советский Север был освобожден от интервентов и белогвардейцев.

За пять месяцев 1920 г. на заводе был проведен средний ремонт 11 паровозов и 56 вагонов, изготовлено чугунных запасных частей для подвижного железнодорожного состава около 10 тыс. пудов и медных 660 пудов. Кроме того, для Красной Армии было оборудовано две броневые платформы с установкой орудий на них3. В сравнении с 1919 г. это был значительный рост производства. Во втором полугодии 1920 г. Онежский завод добился дальнейших успехов. Всего за 1920 г. паровозоремонтный цех выпустил из среднего ремонта 26 паровозов и около сотни товарных вагонов, а литейный — изготовил свыше 20 тыс. пудов чугунных и медных запасных частей/

Паровозоремонтный цех стал самым крупным цехом завода. Стоимость его оборудования составила более 40% всего оборудования завода. При цехе были созданы довольно хорошо оборудованные вспомогательные мастерские: бондажная, трубная, медницкая, котельная, инструментальная, рессорная и др.5 Из 760 рабочих завода в конце 1920 г. более 400 человек были заняты ремонтом подвижного состава для железной дороги.
Важнейшим достижением завода в 1920 г. явился рост производительности труда. Собрав и установив техническое оборудование, раздо-
быв с громаднейшими трудностями нужные материалы, подобрав необходимый руководящий технический штат и подготовив своих рабочих к совершенно новому для них паровозоремонтному производству, завод уже в 1920 г. добился таких результатов, которые выдвинули его в число передовых предприятий Советской страны. По производительности труда Онежский завод в 1920 г. занял почетное место в стране, опередив такие предприятия Петрограда как Путиловский, Ижорский, Обуховский и Балтийский заводы. Это подтверждается сведениями о ежемесячном выпуске из ремонта паровозов и количеством затраченных человеко-часов на ремонт одного паровоза1. За достигнутые в 1920 г. успехи в налаживании ремонта паровозов, вагонов и производства запасных частей к «им, за высокую производительность труда Онежский завод 17 ноября 1920 г. Советом Труда и Обороны был включен в список 106 ударных заводов РСФСР2. Приобретенный опыт работы, пополнение новыми технйческими средствами и кадрами позволили заводу и далее развивать производство по ремонту 'паровозов и вагонов. Если в 1919—1920 гг. из среднего ремонта вышло 32 паровоза, то за 1921—1922 гг. было выпущено уже 40 паровозов3, хотя эти годы для Карелии были трудными. Достаточно сказать, что продовольственное положение в крае летом 1921 г. настолько ухудшилось, что завод пришлось временно, с 23 июня по 12 сентября 1921 г., закрыть.
Онежский завод добился успехов в налаживании паровозоремонтного производства благодаря самоотверженному труду основной массы рабочих, возглавляемых коммунистами. Накануне 1 Мая 1921 г. был опубликован список 19 передовых рабочих, добившихся высокой производительности труда. Коллектив рабочих и инженерно-технических работников назвал своих передовиков «Героями труда Онежского завода». Среди них были: коммунист токарь А. В. Лузгин, коммунист слесарь И. Е. Егоров, беспартийные рабочие — И. Ф. Васильев, А. С. Сафронов, А. В. Ласточкин, П. А. Егоров, А. В. Данилов и др.

Высокой производительности труда добились шестидесятилетние рабочие литейного цеха: коммунист А. К. Ефремов и беспартийный рабочий А. 3. Капустин. Оба они работали на заводе с 1876 г. Высокой производительности труда добились и многие другие рабочие6.
Вожаком коллектива рабочих в деле переустройства политической и производственной жизни на заводе, организатором всех успехов явилась заводская партийная организация. Немногочисленная по своему составу, она вникала во все стороны деятельности завода.
Когда завод перешел в руки рабочих, партийная организация смело и дружно встала в авангарде рабочего коллектива и возглавила трудное дело создания советского завода с совершенно новым профилем производства. Она стала вдохновителем и советчиком рабочих в их делах, затруднениях, сомнениях, выразителем интересов рабочего класса.

Партийная организация и рабочие Онежского завода в этот трудный для них период не замыкались в рамки жизни своего предприятия, а активно участвовали в работе по упрочению власти Советов. После установления Советской власти в крае м<ногие передовые рабочие заво-
да были направлены на работу в губисполком, в губернский совет народного хозяйства, в губернский отдел труда и другие организации. Осенью 1918 г. коммунисты завода выезжали в уезды и волости губернии для организации комитетов бедноты. В августе 1918 г. на заводе был создан продовольственный отряд в составе 75 человек, в который вошли также восемь рабочих типографии. Начальником отряда был назначен коммунист X. Г. Дорошин. Отряд был направлен в Курскую губернию.

В тяжелые дни борьбы с иностранными интервентами и белофинскими захватчиками партийная организация Онежского завода дружно откликнулась на призыв Центрального Комитета РКП (б) и мобилизовала коллектив на борьбу с врагом. Рабочие завода видели в своей партийной организации подлинного вожака, это они хорошо выразили в единодушно принятом постановлении на торжественном общезаводском собрании в декабре 1922 г., посвященном пятилетию со дня организации партийной ячейки на заводе: «В ячейке завода мы привыкли видеть верного товарища во всех наших нуждах, ее неустанную заботу по налаживанию производства, по снабжению завода материалами, топливом, заказами, ее чуткость по отношению к нашей повседневной жизни. Все это неразрывными узами связало рабочих завода с коммунистической ячейкой и в ее лице с Коммунистической партией, верным руководителем рабочего класса на пути к светлому будущему».
Рабочий коллектив Онежского завода внес свой вклад в общее дело завоевания победы трудящимися Советской страны над белогвардейцами и иностранными интервентами.

А. И. АНДРИАИНЕН

ТРУДЫ КАРЕЛЬСКОГО ФИЛИАЛА АКАДЕМИИ НАУК СССР
Выпуск XXIV Из истории интервенции и гражданской войны в Карелии 1960

Карелия СССР

  • Обратная связь
  •  

Советская Карелия

kalarokka, lyhytpajo, АКССР, Авель Енукидзе, Александровский завод, Архип Перттунен, Беломорск, Беломорско-Балтийский канал, Березин Николай Ильич, Валаам, Великая губа, Видлица, Водла, Водлозеро, Вокнаволок, Вохтозеро, Гельсингфорс, Дмитрий Бубрих, Заонежье, Иван Фёдорович Правдин, Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера, Ипатов Василий Макарович, Ирина Андреевна Федосова, К-ФССР, КАССР, КФССР, Калевала, Калевальский район, КарЦИК, Карелгранит, Карело-Финская ССР, Карельская АССР, Карельская Трудовая Коммуна, Карельские народные сказки, Карельский фронт, Каронегсоюз, Кемь, Кереть, Кестеньга, Кижи, Киндасово, Кирьяжский погост, Колхозойн Пуолэх, Кондопога, Кончезеро, Кончезерский завод, Корельский уезд, Кюлолакшский погост, Ладожское озеро, Лесков Николай, Лопские погосты, Лососинка, Лоухский район, Маннергейм, Мариинский канал, Марциальные воды, Маршруты по Карелии, Мегрега, Медвежьегорск, Михаил Калинин, Нюхча, Обонежье, Озеро Укшезеро, Олонец, Олонецкая губерния, Олонецкие губернские ведомости, Олонецкий край, Олонецкий уезд, Онего, Онежское озеро, Пертозеро, Петр I, Петр Алексеевич Борисов, Петр Мефодиевич Зайков, Петровский завод, Петроглифы Карелии, Петрозаводск, Петрозаводский уезд, Повенец, Повенецкий уезд, Подужемье, Приладожье, Пряжа, Пряжинский район, Пудож, Пудожский район, Пудожский уезд, Рокаччу, Сердоболь, Спасская губа, Тойво Антикайнен, Топозеро, Унелма Семеновна Конкка, Ухта, Ухтинская республика, Федор Глинка, Шуньга, Шуньгский район, Шюцкор, Эдвард Гюллинг, Элиас Лённрот, Юшкозеро, Ялмари Виртанен, белофинны, бычок-подкаменщик, валун карелия, варлаам керетский, вепсы, геология карелии, гражданская война в карелии, густера, елец, ерш, знаменитые люди карелии, изучение карельского языка, интервенция в карелии, кантеле, карелиды, карелия карелы, карело-финский эпос, карелы, карельская еда, карельская изба, карельская карта, карельская кухня рецепты, карельская национальная кухня, карельская письменность, карельская свадьба, карельская частушка, карельские грамоты, карельские диалекты, карельские загадки, карельские заклинания, карельские обряды, карельские пословицы, карельские предания, карельские причитания, карельские руны, карельские сказки, карельские суеверия, карельские традиции, карельские частушки, карельский крест, карельский фольклор, карельский язык, карельское поморье, кареляки, кемский уезд, коллективизация 1930, колюшка, корела, корюшка, лещ, ливвики, лопари, лосось, луда, людики, монастыри карелии, мурманская железная дорога, налим, наука карелия, одежда карел, озера Карелии, окунь, олонецкие заводы, олонецкий район, палия, плакальщица, плотва, поморы, причеть, раскулачивание 30 годов, река Суна, река Шуя, рекрутская песня, рунопевец, рунопевцы, русский фарфор, рыба в карелии, ряпушка, саамы, сиг, словарь карельского языка, староверы и старообрядцы, старокарельское блюдо, судак, сямозеро, туристические маршруты по карелии, уклея, финно угорские языки, финны, финская интервенция, финская оккупация, хариус, чудь, шунгит карелия, щука, язь, ёйги

Показать все теги

Популярное