БОИ ЗА СТАНЦИЮ СЕГЕЖА В 1919 г.

Просмотров: 234
В историю борьбы Красной Армии и трудящихся Карелии против интервентов и белогвардейцев в годы гражданской войны вписано немало героических страниц. Бойцы Красной Армии часто голодные, раздетые и разутые, недостаточно вооруженные, неоднократно одерживали победы над врагами.
В данной статье, основываясь на архивных материалах и воспоминаниях участников, автор пытается воссоздать одну из славных страниц борьбы против интервентов и белогвардейцев в Карелии — героические бои за ст. Сегежа в феврале 1919 г.

Как известно, летом 1918 г. войска англо-франко-американских интервентов и белогвардейцев, численно во много раз превосходившие местные советские отряды, начали интервенцию на севере Советской республики. Несмотря на упорное сопротивление захватчикам, небольшие красногвардейские и красноармейские отряды вынуждены были отступать под напором превосходящих вражеских сил. Войскам интервентов удалось в июле—августе захватить Кемь, Сороку, Архангельск и другие населенные пункты.

В Карелии, на Мурманском направлении, борьба против интервентов легла в основном на отряд охраны Мурманской железной дороги под командованием И. Д. Спиридонова и отряд финских красногвардейцев.

Отряд Спиридонова состоял из петроградских рабочих Франко-русского и Адмиралтейского судостроительного заводов. Он возник после Февральской революции как отряд Красной Гвардии, куда добровольно вступили наиболее стойкие и сознательные рабочие. Участие в Октябрьском вооруженном восстании, в подавлении мятежа генерала Краснова, а также в боях против немецких войск в феврале—марте 1918 г. сплотило и закалило бойцов отряда. В апреле, когда этот отряд был прислан в Карелию для охраны Мурманской железной дороги, он представлял собой дисциплинированную, имевшую уже боевой опыт воинскую часть.

Отряд финских красногвардейцев был сформирован из финнов — строительных рабочих Мурманской железной дороги. Впоследствии в отряд влились финские красногвардейцы, вынужденные перейти в Советскую Россию после жестокого подавления революции 1918 г. в Финляндии.
В августе 1918 г. действиями этих двух отрядов наступление интервентов было остановлено. Линия фронта установилась по р. Онде до Надвоиц и далее на восток до д. Вожмасельги и оставалась неизменной до февраля 1919 г. Бойцы отряда Спиридонова и финны-красногвардейцы, несмотря на активный артиллерийский обстрел и бомбардировку их позиций с самолетов, не допустили интервентов дальше, в глубь советской территории. Характеризуя боевые действия отряда Спиридонова осенью 1918 г., начальник охраны Мурманской железной дороги доносил в Олонецкий губернский военкомат: «Отряд Спиридонова, ...выдерживающий вот уже два месяца натиск англо-французов, имеющий убитых, раненых и попавших в плен, живущий в вагонах, на болоте, не нуждается в похвалах — он выше всяких похвал. Все без исключения роты, расположенные на оставшейся линии железной дороги, прекрасны, с хорошей дисциплиной и выдержкой. Командный состав энергичный, крепкий».

Остановленные упорным сопротивлением советских войск, интервенты и белогвардейцы зимой 1918—1919 гг. начали всестороннюю подготовку к новому наступлению.
Советское правительство, со своей стороны, осенью и зимой 1918 г. также предприняло ряд мер по усилению Северного фронта. Отряд Спиридонова был переформирован в 41-й полк железнодорожной охраны и ему был придан 1-й легкий артиллерийский дивизион. На базе финского отряда был создан 164-й финский полк Красной Армии. Оба полка вошли в состав 19-й стрелковой дивизии, сформированной в этот же период в Карелии.
В начале февраля 1919 г. 164-й финский полк был отведен на отдых в Петрозаводск. На фронте протяженностью более 100 км остался один 41-й полк, в котором к этому времени насчитывалось (вместе с 1-м артиллерийским дивизионом) около 700 бойцов, 8 пулеметов и 8 орудий. Полк был рассредоточен небольшими заставами по линии фронта. Штаб его находился на ст. Медвежья Гора.
К началу февраля полк более семи месяцев непрерывно находился в боевой обстановке. Красноармейцы нуждались в отдыхе, питались впроголодь, большинство их было плохо обмундировано. Вооружение также оставляло желать много лучшего: винтовки были разных систем, патронов не хватало. Но несмотря на все это, моральное состояние бойцов было очень высоким, что проявилось в боях за Сегежу в феврале 1919 г.

Наступление на Сегежу явилось началом общего наступления интервентов и белогвардейцев в Карелии. Англо-франко-американские интервенты и белогвардейцы стремились захватить южный участок Мурманской железной дороги с г. Петрозаводском, чтобы нанести удар по Петрограду с севера. Начавшееся в феврале 1919 г. наступление вражеских войск в Карелии явилось в то же время составной частью комбинированного удара, предпринятого империалистами США, Англии и Франции против Советской республики весной 1919 г.

Наступление войск интервентов и белогвардейцев началось 16 февраля в районе с. Паданы, к западу от железной дороги. Противник захватил д. Кузнаволок и начал продвигаться на д. Самсонову Гору. Для отражения вражеских войск в этот район была переброшена основная часть красноармейцев 41-го полка. Однако это наступление имело лишь демонстративный характер и вскоре было прекращено.

Главный удар врага был направлен на ст. Сегежа, которая являлась передовым опорным пунктом советских войск на линии железной дороги. Охрану станции нес небольшой отряд красноармейцев численностью в 74 человека. Он был расположен двумя заставами: в самой Сегеже и севернее ее, на 22-м разъезде. Силы же интервентов, принимавших непосредственное участие в нападении на Сегежу, превышали советский отряд в 10 раз. Они состояли из трех самостоятельных отрядов, большинство которых составляли русские белогвардейцы, а также англичане, сербы, канадцы3. Все они были хорошо обмундированы и имели новейшее вооружение.

Наступление на Сегежу развивалось в трех направлениях: с севера по линии железной дороги, с востока и с юга — от д. Ловище, предварительно занятой неприятелем. Основную роль в наступлении играл специально обученный отряд лыжников, который обошел Сегежу с юга, отрезав защитников станции от основных сил полка, и укрепился на линии железной дороги в районе 248-й версты от Петрозаводска. Второй отряд, продвигавшийся с севера, напал на 22-ой разъезд, где находилось небольшое подразделение красноармейцев, охранявших подступы к Сегеже. Третий отряд предпринял наступление непосредственно на Сегежу с востока. Таким образом, гарнизон Сегежи — 74 красноармейца— перед лицом во много раз превосходящих сил врага оказался разделенным на две части и полностью отрезанным от полка. В этих трудных условиях бойцы мужественно встретили наседавших со всех сторон интервентов и белогвардейцев.

Бой за станцию начался утром 19 февраля 1919 г. Враг предпринял одновременное наступление на 22-й разъезд — с севера и на Сегежу — с востока. Наступавшие на 22-й разъезд интервенты получили дружный отпор со стороны красноармейцев. Из-за глубоких снежных заносов противник мог наступать только по узкой полосе вдоль линии железной дороги. Это облегчило положение небольшой группы красноармейцев: несмотря на численное превосходство врага и свои значительные потери убитыми и ранеными, бойцы до вечера сдерживали натиск. Лишь под покровом темноты, когда у них кончились все патроны, бойцы отступили к ст. Сегежа.

На Сегежу наступал отряд интервентов и белогвардейцев численностью не менее 300 человек. Красноармейцы заняли круговую оборону станции, к ним присоединилось несколько рабочих-железнодорожников. Активное участие в бою принял находившийся в это время в Сегеже коммунист В. П. Солунин6.
Бой за станцию, начавшийся утром, продолжался весь день. В телеграмме, посланной в Петрозаводск в 19 часов 10 минут 19 февраля, И. Д. Спиридонов сообщал, что в Сегеже наблюдается сильная перестрелка. До вечера горстка защитников станции оказывала героическое сопротивление врагу. Силы их убывали, многие были убиты. Погиб комиссар отряда — коммунист Федотов, прибывший на фронт из Петрозаводской партийной организации.
Кончились боеприпасы. Врагу удалось взять мост через р. Сегежу. Красноармейцы с боем отошли к северному семафору, где к ним присоединились бойцы, отступившие с 22-го разъезда. Всего в живых осталось около 20 человек. Враги окружили их со всех сторон. Тогда красноармейцы решили пробиться из окружения и лесом отойти в сторону Линдозера. Несколько человек во главе с В. П. Солуниным вызвались прикрыть отход товарищей. Захватив с собой пулемет, они сели на паровоз и на ходу открыли ружейный и пулеметный огонь по врагу. В ответ противник направил огонь против смельчаков. Этим воспользовались остальные бойцы и вырвались из окружения. После этого В. (Полунин и находившиеся с ним пулеметчики полковой пулеметной команды В. Устинов, С. Слобода, А. Рыбин, В. Иванов и три китайца-красно-армейца решили на паровозе прорваться через занятый белыми мост. Неоднократно они пытались пробиться через мост, но засевшие там белогвардейцы каждый раз встречали их сильным огнем. Все находившиеся на паровозе были ранены. Потеряв надежду пробиться на юг, В. Солунин и находившиеся с ним бойцы двинулись на паровозе на север. По сведениям беженцев, В. Солунин на 21-м разъезде сошел с паровоза и пытался скрыться, но вскоре был схвачен и расстрелян интервентами. Такая же судьба постигла и всех находившихся с ним бойцов, кроме А. Рыбина, которому удалось уйти от преследования и добраться до полка.
Командир 41-го полка И. Д. Спиридонов, узнав о нападении на Сегежу, принял решение об оказании немедленной помощи ее защитникам. Со ст. Уросозеро был отправлен отряд из 50 человек, вместе с которым выехал и сам И. Д. Спиридонов3. Однако укрепившийся на 248-й версте от Петрозаводска отряд вражеских лыжников разобрал линию железной дороги. Повреждение не было замечено из-за сильных снежных заносов, и паровоз, который вез состав с подкреплением, неожиданно сошел с рельс. Укрывшиеся враги воспользовались кратким замешательством красноармейцев и начали яростный обстрел поезда. Появились убитые и раненые. Развернуться в боевой порядок оказалось невозможным, так как по обе стороны полотна железной дороги начинались огромные снежные сугробы, по которым трудно было передвигаться. Под огнем противника удалось поставить паровоз на рельсы, но после этого отряд был вынужден отступить. Таким образом, 19 февраля красноармейцы полка не смогли прийти на помощь защитникам Сегежи.

22 февраля в 10 часов утра вышла на 20-й разъезд и присоединилась к полку группа бойцов, пробившихся из окружения во главе с командиром взвода И. Макаленкиным и помощником командира 3-й роты Син Ци-шаном. В приказе от 20 февраля И. Д. Спиридонов отметил героизм этой группы бойцов и выразил ей глубокую благодарность5. В этом же приказе как особо отличившиеся отмечены В. П. Солунин и красноармейцы-пулеметчики, которые прикрывали отход бойцов.

Бойцы полка, узнав о героической борьбе защитников Сегежи, были преисполнены ненавистью к врагу и стремлением выгнать его со станции.
20 февраля, подтянув подкрепления, основные силы полка предприняли наступление с целью очистить от белогвардейцев ст. Сегежа. Поездом им удалось прорваться к станции, на подступах к которой разгорелся жаркий бой. В этом бою особенно отличились артиллеристы 41-го полка. Под сильным ружейным и пулеметным огнем противника командир 2-й батареи А. Кириллович и пятеро артиллеристов быстро сгрузили с платформы орудие и по совершенно открытому месту протянули провод на наблюдательный пункт. Совместным огнем пехоты и артиллеристов противник был выбит с укрепленных позиций. Артиллеристы с орудием пошли первыми вперед, это вдохновило красноармейцев, и они начали преследование врага.

При обстреле новых вражеских позиций артиллеристы установили свое орудие на хорошо видимом противнику участке полотна железной дороги. Несмотря на сильный огонь противника, они все время вели меткий обстрел и прикрывали правый фланг наших войск1.
Командир полка И. Д. Спиридонов первым поднимался в атаку и личным примером увлекал за собой бойцов. Он был ранен, но не покинул поля боя2. Примеру командира следовали и красноармейцы. Раненые продолжали оставаться в строю. Так, разведчик М. Андрианов, несмотря на тяжелую рану в шею, продолжал стрелять, пока не потерял сознания.

Командование 19-й стрелковой дивизии особо отмечало в своей недельной сводке «геройство китайцев-красноармейцев» в бою 20 февраля4.
В результате наступления в тот же день противник был отброшен за р. Сегежу.
Однако дальнейшее продвижение вперед пришлось приостановить. 21 февраля противник, имея численное превосходство, начал общее наступление по всему фронту. Для его успешного отражения небольшие силы полка нужно было расположить на наиболее выгодных позициях. В связи с этим красноармейцам полка пришлось отойти от станции, железнодорожный мост через р. Сегежу был разрушен.

Бои за ст. Сегежа 19—20 февраля 1919 г., где плечом к плечу сражались русские, карелы, финны, китайцы и бойцы других национальностей, явились свидетельством высокой политической сознательности и самоотверженности красноармейцев, их готовности пожертвовать жизнью для защиты завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции.

Героизм, проявленный в боях за Сегежу, вдохновил бойцов 41-го полка на новые подвиги в борьбе с интервентами и белогвардейцами. За мужество и стойкость, проявленные полком в боях за Уросозеро, Масельгскую, Медвежью Гору и другие населенные пункты весной 1919 г., он был награжден Советским правительством Красным знаменем, а многие бойцы — орденами и ценными подарками.
В летописи славных побед 41-го полка и других частей Красной Армии в период гражданской войны в Карелии бои за Сегежу навсегда останутся одной из самых ярких страниц.

А. И. АФАНАСЬЕВА


ТРУДЫ КАРЕЛЬСКОГО ФИЛИАЛА АКАДЕМИИ НАУК СССР
Выпуск XXIV Из истории интервенции и гражданской войны в Карелии I960

Карелия СССР

  • Обратная связь
  •  

Советская Карелия

kalarokka, lyhytpajo, АКССР, Авель Енукидзе, Александровский завод, Архип Перттунен, Беломорск, Беломорско-Балтийский канал, Березин Николай Ильич, Валаам, Великая губа, Видлица, Водла, Водлозеро, Вокнаволок, Вохтозеро, Гельсингфорс, Дмитрий Бубрих, Заонежье, Иван Фёдорович Правдин, Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера, Ипатов Василий Макарович, Ирина Андреевна Федосова, К-ФССР, КАССР, КФССР, Калевала, Калевальский район, КарЦИК, Карелгранит, Карело-Финская ССР, Карельская АССР, Карельская Трудовая Коммуна, Карельские народные сказки, Карельский фронт, Каронегсоюз, Кемь, Кереть, Кестеньга, Кижи, Киндасово, Кирьяжский погост, Колхозойн Пуолэх, Кондопога, Кончезеро, Кончезерский завод, Корельский уезд, Кюлолакшский погост, Ладожское озеро, Лесков Николай, Лопские погосты, Лососинка, Лоухский район, Маннергейм, Мариинский канал, Марциальные воды, Маршруты по Карелии, Мегрега, Медвежьегорск, Михаил Калинин, Нюхча, Обонежье, Озеро Укшезеро, Олонец, Олонецкая губерния, Олонецкие губернские ведомости, Олонецкий край, Олонецкий уезд, Онего, Онежское озеро, Пертозеро, Петр I, Петр Алексеевич Борисов, Петр Мефодиевич Зайков, Петровский завод, Петроглифы Карелии, Петрозаводск, Петрозаводский уезд, Повенец, Повенецкий уезд, Подужемье, Приладожье, Пряжа, Пряжинский район, Пудож, Пудожский район, Пудожский уезд, Рокаччу, Сердоболь, Спасская губа, Тойво Антикайнен, Топозеро, Унелма Семеновна Конкка, Ухта, Ухтинская республика, Федор Глинка, Шуньга, Шуньгский район, Шюцкор, Эдвард Гюллинг, Элиас Лённрот, Юшкозеро, Ялмари Виртанен, белофинны, бычок-подкаменщик, валун карелия, варлаам керетский, вепсы, геология карелии, гражданская война в карелии, густера, елец, ерш, знаменитые люди карелии, изучение карельского языка, интервенция в карелии, кантеле, карелиды, карелия карелы, карело-финский эпос, карелы, карельская еда, карельская изба, карельская карта, карельская кухня рецепты, карельская национальная кухня, карельская письменность, карельская свадьба, карельская частушка, карельские грамоты, карельские диалекты, карельские загадки, карельские заклинания, карельские обряды, карельские пословицы, карельские предания, карельские причитания, карельские руны, карельские сказки, карельские суеверия, карельские традиции, карельские частушки, карельский крест, карельский фольклор, карельский язык, карельское поморье, кареляки, кемский уезд, коллективизация 1930, колюшка, корела, корюшка, лещ, ливвики, лопари, лосось, луда, людики, монастыри карелии, мурманская железная дорога, налим, наука карелия, одежда карел, озера Карелии, окунь, олонецкие заводы, олонецкий район, палия, плакальщица, плотва, поморы, причеть, раскулачивание 30 годов, река Суна, река Шуя, рекрутская песня, рунопевец, рунопевцы, русский фарфор, рыба в карелии, ряпушка, саамы, сиг, словарь карельского языка, староверы и старообрядцы, старокарельское блюдо, судак, сямозеро, туристические маршруты по карелии, уклея, финно угорские языки, финны, финская интервенция, финская оккупация, хариус, чудь, шунгит карелия, щука, язь, ёйги

Показать все теги

Популярное