Маршруты по Карелии | ПО СРЕДНЕЙ КАРЕЛИИ

Просмотров: 2955
Маршруты по Карелии | ПО СРЕДНЕЙ КАРЕЛИИ
Средней Карелией мы условимся считать ту часть страны, маршруты по которой будут начинаться не южнее ст. Медвежьей Горы и не севернее станции и города Кеми.
Мурманская железная дорога пересекает эту часть страны на протяжении более-250 км. Новый водный путь, Беломорско-Балтийский канал, также целиком находится в этой части Карелии, соединяя Белое море с Онежским озером по системам реки Выга и реки Повенчанки.
Лесистая (вдали от железных дорог даже таежная) местность, изобилующая озерами, реками, водопадами, высокими сельгами и живописными скалами, исследована лишь в части, находящейся в непосредственной близости от Мурманской железной дороги и Беломорско-Балтийского канала. В глубине ее таится еще много полезных ископаемых. Исследовательская работа должна играть доминирующую роль во всяком туристском маршруте по Средней Карелии.
Предлагаемые исследовательские маршруты обоснованы данными научных организаций и предположениями специалистов, хорошо знающих эту часть Карелии.


№1. Медвежегорский
Целевая установка — поиски медных руд. Возможны находки руд других цветных металлов, а также железных руд.
Продолжительность —12-14 дней.
Способ передвижения — пешком и частично на пароходе.
Направление: Ст. Медвежья Гора — с. Чебины (по дороге 1 день); с. Чебины — с. Остречье — с. Покровка (1 день); дневка в с. Покровке на берегу озера (1 день); с. Покровка — Карзикозеро — с. Семчезеро (1 день); дневка и вылазка в окрестности (2 дня); с. Семчезеро — долина реки Парусты — тропой вниз по реке до с. Сельги ( 3 дня); с. Сельги — с. Изданы (1 день); с. Изданы — Великая губа (пароходом); Великая губа — ст. Масельская (пешком 1 день); ст. Масельская — посадка на поезд, идущий на Ленинград.
Маршрут начинается на ст. Медвежья Гора, куда можно приехать из Ленинграда на поезде или на пароходе. Город расположен на берегу озера, окружен горами, покрытыми сосновым лесом. Сосны, песок, вода сделали из Медвежьей Горы карельскую здравницу — здесь расположены санатории и дома отдыха.
В Медвежьей Горе базы ОПТЭ нет, есть лишь гостиница, поэтому мы рекомендуем туристам сразу же по приезде найти дорогу на с. Ч е б и н ы. К вечеру туристы дойдут до небольшого села, расположенного среди лесов. Путь идет все время по глухому сосновому бору, с горы на гору. По пути много обнажений горных пород; следует обращать внимание на могущие попасть — жилки медных р у д, так-как в подобных же геологических образованиях ближе к Медвежьей Горе известен ряд оруденений, иногда довольно обширных, как например Воронов Бор и медные жилы около д. П е р - г у б ы.
С. Остречье расположено на озере того же наименования. В озере много рыбы.

До Семчезера путь идет все время по хорошей дороге (можно даже проехать на велосипеде). Отсюда же вниз по р. Паруете идет лишь тропа; местами придется итти целиной, лесом, переходя речки и болота. В реке Па-русте на порогах хорошо ловится хариуз. Везде много дичи. Справа идут возвышенности, составляющие часть хребта Масельга, слева (не доходя с. Селег) будет видна одиночная, очень характерная столообразная вершина горы. В с. Сельгах, на берегу большого глубокого Селецкого озера, находится колхоз (хозяйство колхоза имеет молочное направление). Среди колхозного актива много бывших красных партизан. От с. Селег до с. Падан — 24 км хорошей проселочной дороги. Слева шумят пороги реки Лужмы, в которой очень хорошо ловятся хариузы и лососи.

В с. Паданах — посадка на пароход, идущий через Сегозеро на Великую губу (стоимость перезда — 5 р. с человека). Переезд через озеро занимает часов шесть — к вечеру уже можно быть на ст. М а с е л ь с к о й (до станции 7 км пешего пути от пристани на Великой губе).

№ 2. Сегозерский
Целевая установка — исследовательская работа: поиски медных руд, талько-хлоритовых сланцев, свинцевого блеска.
На Сегозере на островах уже известен целый ряд выходов промышленно-ценного талько-хлоритового сланца (горшечный камень), есть и небольшие жилы медной руды. Поиски нужно производить на островах и на северном берегу озера.

Способ передвижения — пешком и на лодке.
Продолжительность—12-14 дней.
Направление: ст. Масельская — Великая губа (пешком 7 км); Великая губа — с. Паданы (пароходом 1 день); в Паданах или в с. Гирмоне — покупка лодки (100—150 р.); с. Паданы — берег Сег-озера на северо-запад — с. Сондолы (1 день); с. Сондолы — Кисчан-губа (на северо-восток, 18 км, 1 день); дневка на Кисчан-губе, вылазки в горы; Кисчан-губа — Каличьи острова (1 день); Каличьи острова — Сига-губа (1 день); Сига-губа — вход в реку Сегежу (1 день)'; спуск по реке Сегеже с остановками для вылазок r глубь страны (на левый берег, 4 дня); озеро Линдозеро — ст. Сегежа (1 день); на ст. Сегежа посадка на поезд.

Здесь можно маршрут продолжить с целью осмотра Беломорско-Балти йского канала. Маршрут не трудный, но плавание по Сегозеру требует известной опытности и осторожности.
Живописные скалистые берега, много островов, покрытых лесом, прекрасное купание, рыбная ловля, охота — все это создает хорошие условия для отдыха. В с. Паданах и в с. Сондолах находятся большие колхозы; особенно большой и хозяйственно крепкий колхоз в с. Паданах (им. Калинина). С. Паданы — районный центр.
Река Сегежа течет лесами, есть пороги, но не опасные, вполне проходимые. Сплав по реке идет от начала июня до середины июля. По берегам попадаются избушки сплавщиков, но все же для ночлегов лучше иметь свою палатку. Около с. Сондал у устья реки Воломы (здесь называемой Сонгой) интересно осмотреть чугунолитейный Сеговецкий завод (в настоящее время он не работает, но в ближайшие годы будет восстановлен и пущен). В конце маршрута при входе в Линд-озеро надо ехать на лодке осторожно, так как уровень воды здесь уже поднят Беломорско-Балтийским каналом и около берегов под водой скрываются пни, оставшиеся от вырубленного леса. Карта для маршрутов № 1 и 2 — лист 10-верстки № 39, изд. 1926 г.

№ 3. Воттаваара
Оснозные формы иследовательской работы по маршруту:
1) Сбор образцов минералов и горных пород, 2) глазомерная маршрутная съемка, 3) лимнологическая съемка (описание и съемка озер) по специальной программе, разработанной озерным отделом Гос. гидрологического института, 4) описание лесным угодий (в особенности в местах, удаленных от эксплоатируемых участков), 5) сбор материала (воспоминаний, документов и пр.) по истории гражданской войны.

Продолжительность маршрута — от 20 дней до месяца.
Способ передвижения — пешком и на лодке.

Направление: ст. Масельская — Великая губа — с. Паданы (пароходом 1 день); с. Паданы — с. Сельги (пешком 1 день); с. Сельги — река Сонга — через Сонг-озеро на Унутозеро и дальше на Тумас-озеро лодкой Кареллеса (1 день); на Тумас-озере — дневка, в пункте Кареллеса берется легкая лодка на прокат; Тумас-озеро — р. Тумба до порогов (1 день); р. Тумба до впадения справа реки Арянус (1 день); река Арянус (1 день); озеро Арянус, разбивка лагеря, пешеходные вылазки на гору Каттенкаллио и Воттоваара. Обратный путь тот же (5 дней).

До с. Селег маршрут проходит в одном направлении с маршрутом № 1. Отсюда надо ехать на лодке в северный конец Селецкого озера, держась правее выдающегося в озеро высокого скалистого мыса, где находятся разработки кварцита. Лодку можно получить в пункте Кареллеса. На ней нужно доехать до порога на р. Сонге; отсюда пройти по дороге вокруг порогов, затем сесть в другую лодку выше порогов. На этой лодке нужно войти в Унутозеро и направиться на север к узкому проливу, через который перекинут мост. Здесь находится поселение финнов-эмигрантов из Америки. За мостом расположено Тумасо зеро. Слева — высокая гора, у северного конца которой находится пункт Кареллеса. Сюда и надо направить лодку. Здесь — остановка. Можно достать продовольствия. Колонисты живут на острове на другой стороне озера; там можно купить молока. Рыба в Тумас-озере ловится хорошо. В пункте Кареллеса или у местных жителей можно нанять маленькую легкую лодку.

Река Тумба двумя рукавами впадает в Тумас-озеро за островом, на котором живут колонисты. Оба рукава реки проходимы для лодки. Нижнее течение реки Тумбы тихое, лес здесь подходит вплотную к воде; река глубокая.
Пройдя километров 5 рекой туристы -подойдут к первому порогу. Дальше придется лодку тащить на веревках вверх через пороги. Затем — опять большой порог. Справа (слева по ходу туристов) впадает река Арянукс. По реке Арянукс невозможно протащить лодку только в очень засушливые годы. Кое-где придется разбирать свежие завалы леса (через всю реку), для этого необходимо иметь топор (еще удобнее двуручная пила). Выйдя на оз.Арянукс, надо разбить лагерь на одном из сухих участков юго-восточного берега или на острове. Отсюда уже недалеко до вершины Каттенкаллио.
До горы Каттенкаллио можно дойти в один день, путь идет лесом, целиной. Вершина горы (400 м над у. м.) разделена поперек глубоким ущельем
.
От оз. Арянус идет тропа (мало заметная) на село Сельги. Охота и рыбная ловля на Арянукс-озере богатые. В тайге много комаров и мошки. На озере удобно жить в палатке, но ее надо ставить возможно ближе к открытому месту.

Варианты этого маршрута могут быть самые различные. От с. Падан можно попасть на Унутозеро, минуя с. Сельги тропой через д. Тухка-ваара. Можно от с. Селег проделать путь до Арянукс-озера и горы Каттенкаллио по системе озер реки Янгузерки. Для этого надо переехать на лодке через Селецкое озеро в юго-западном направлении к устью реки Янгузерки и подняться по ней до озера Нижнее Меряд; затем пройти озеро по всей длине на северо-запад, через проток выйти в озеро Верхнее Меряд, живописное, с множеством островов и с лесистыми берегами и цересечь озеро к его северо-западному углу. Оставив здесь лодку, можно пройти пешком по тропе до озера Калмунги, где можно найти другую лодку. На этой лодке надо пройти все озеро Калмунги, протоком войти в небольшое Круглое озерко, дальше — в Долгое озеро и еще выше в озеро Хайна-ярви. Водный путь кончается. Отсюда нужно итти тропинкой (она начинается около избы) к Арянус-озеру. Сначала тропинка идет лесом, затем через болото и наконец приводит в участок горелого леса. Отсюда уже видна гора Каттен-каллио, тропинка идет в направлении к горе.
С вершины горы Каттен-каллио на юге видна вершина горы Воттоваара на берегу Вотт-озера. Между горами Каттен-каллио и Вотта-ваара находится целая система озер; придерживаясь берегов этих озер, можно в два перехода дойти до вершины Вотта-ваара. Обратно на с. Сельги можно пройти, спустившись несколько к югу к другой тропе, соединяющей с. Сельги с д. Гимала.
Группа, имеющая много свободного времени и желающая проникнуть дальше в тайгу, может подняться вверх по реке Тумбе до оз. Кала-ламба и оттуда пройти на горный хребет Шелгона (подробнее об этом маршруте смотри «В сердце Карелии» Е. Ф. Бартольда).

№ 4. Горный хребет Шелгона
Целевая установка — исследовательская работа: маршрутная глазомерная съемка при всех вылазках от озера Воломо, сбор образцов горных пород, глазомерная съемка озер, описание лесных угодий. Желательна высотная съемка хребта к северу от дороги на Пенингозеро до Муезера.
Способ передвижения — пешком.
Продолжительность—1 месяц и больше. Маршрут трудный.
Направление: ст. Масельская — Великая губа — с. Паданы (пешком и на пароходе); с Паданы — с. Сондалы (18 км); с. Сондалы — с. Сяргозеро (18 км); с. Сяргозеро— с. Лазаревское (30 км); с. Лазаревское — с. Ганги-наволок (35 км); с. Ганги-наволок — Волом-озеро (30 км); Волом-озеро — основная база; отсюда вылазки на хребет Шелгону (7 км) и на Колляко-шелгу (2 дня); вылазки к северу от Пенингской дороги по хребту Шелгона.
Обратный путь тот же или по следам экспедиции ЛосОПТЭ 1931 года (подробное описание маршрута см. в книге «В сердце Карелии» Е. Ф. Бартольда, изд. ФИТ, 1932 г.).
Маршрут проходит по самым диким лесистым и гористым местам центрального водораздела Карелии. Здесь встретятся живописные озера, лесные реки, высокие скалы, покрытые лесом. Население редкое — небольшие карельские села. Везде богатая охота и рыбная ловля, особенно на Волом-озере.
Карты для маршрута—10-верстка лист № 39, изд. 1926 г.

№ 5. Паданско-Ругозерский
Целевая установка — исследовательская работа: сбор образцов горных пород (возможны находки медных руд и свинцового блеска), регистрация выходов кварцита и талько-хлоритового сланца, исправление карты (10-верстки, изд. 1926 г.).
Способ передвижения — пешком или на велосипеде. Пешком маршрут можно пройти в 20—25 дней, на велосипеде— в 12—14 дней.
Направление: ст. Масельская — Великая губа — по дороге вдоль берега Сегозера через с. Листе-губа — Петель-наволок на с. Карельская Масельга; с. Карельская Масельга — с. Лосиная гора — с. Евгора (ночлег и дневка); с. Евгора —с. Паданы (1 день, весь этот путь может быть

сокращен переездом от Великой губы на с. Паданы на пароходе); с. Паданы — с. Сондалы (1 день); с. Сондалы — с. Сяргозеро (1 день, дневка); с. Сяргозеро — Куз-наволок, (около 40 км); Кузнаволок (дневка, вылазки по Омниозеру, лов рыбы); с. Кузнаволок — с. Коргуба — с. Онд-озеро (дневка на Ондозере).

От с. Онд-озеро маршрут можно превратить в водный, купив лодку и спустившись по Онд-озеру в реку Онду и рекой Ондой — до ж. д. Река О н д а проходима для лодок, есть пороги. Опасен для перехода порог Падун, ниже впадения реки Онигмы. Ближайшие станции ж. д. — Парандово. и Надвойцы. В Надвойцах есть база ОПТЭ.
От с. Онд-озеро пешеходный или велосипедный маршрут продолжается на ст. Ругозеро (большой переход). В с. Ру г-о зеро продолжительная остановка с вылазками в окрестности на реку В. О н д у, на” о з. Тикшезеро, на реку Чирка-Кемь. Места мало населенные и геологически мало исследованные. Есть сведения о нахождении здесь местными жителями медных руд и свинцового блеска.
С. Руг-озеро — районный центр. От с. Руг-озеро до ст. Парандово идет прямая дорога. Пройти весь путь можно в 4 дня. По пути есть поселки Кареллеса. Ст. Парандово находится на Беломорско-Балтийском канале.
Маршрут не трудный. Карта по маршруту—10-верстка лист № 39, изд. 1926 г.

№ 6. Завыговский край
Целевая установка: исследовательская работа — сбор образцов горных пород; ознакомление с интереснейшими сооружениями на Беломорско-Балтийском канале — Надвойцкими шлюзами и водоспуском.
Маршрут средней трудности. Способ передвижения — пешком.
Продолжительность — 15—20 дней.
Начало маршрута — ст. Надвойцы Мурманской ж. д. На ст. Надвойцы остановка на базе ОПТЭ, база в 1 км к северу от станции около поселка колонистов. Осмотр сооружений канала.
Направление: база Надвойцы — переезд через канал к с. Надвойцы — дорогой на Каргозеро (1 день); с. Карг-озеро — Ендогуба на Сумозере; остановка на Сумозере, вылазки «а д. Воринжа, Минина, Карасозеро, Пулозеро. В окрестностях Сумозера много высоких сельг, коренных обнажений горных пород, много глухих лесных озер. Хорошая охота и рыбная ловля.

С. Ендогуба — с. Лапино по Сумской дороге (1 день); с. Лапино — посад Сумы (1 день); посад Сумы — с. Бирма (по большой дороге вдоль берега Белого моря, 1 день); с. Бирма—с. Сухонаволоцкая (1 день); с. Сухонаволоцкая— с. Шишня — город Сорока (1 день).
Здесь маршрут заканчивается. Отсюда можно проехать на пароходе по Беломорско-Балтийскому каналу до г. Повенца и дальше через Петрозаводск до г. Ленинграда, ознакомившись с грандиозным строительством, изменившим лицо этой части Карелии.

№ 7. Шуезерскии
Целевая установка—исследовательская работа: сбор образцов горных пород, поиски граната, молибденовых руд.
Способ передвижения — пешком.
Продолжительность — 20—25 дней. Маршрут радиальный (вылазки с основной базы).
Маршрут надо начинать от ст. Сосновец Мурманской ж. д. Отсюда идет большая дорога на с. Лехта. Есть автобусное сообщение. До с. Лехты можно дойти в один день.
С. Лехты — с. Машезеро (1 день); с. Машезеро — д. Ва-тулма—д. Памшина-ваара (1 день); д. Памшина-ваара— с. Кевятозеро, разбивка лагеря, радиальные вылазки в район Воингозера, на д. Саповаараку, на оз. Муезеро, в верховья реки Оря.
Обратный путь — по тем же мастам, или более трудный через с. Ушково, д. Алозеро на с. Маслозеро и оттуда дорогой на с. Подужемье (на р. Кеми), отсюда уже всего 18 км до ст. Кемь Мурманской ж. д. От Подужемья до г. Кеми можно проехать на автобусе.
Маршрут проходит по живописному лесистому и всхолмленному району с множеством озер. К западу и северо-западу от Кевят-озера идут большие леса, богатые дичью и зверем. К югу — более населенный район, тяготеющий к с. Тунгуда. Маршрут не трудный и не утомительный, рекомендуем его туристам, желающим хорошо отдохнуть на лоне природы в условиях лагерной жизни, вдоволь половить рыбы, пособирать грибов, ягод, поохотиться на уток и глухарей и одновременно провести полезную работу, собирая образцы горных пород, так как район мало исследован, и собранный минералогический материал будет крайне ценен. Во всех селах по маршруту можно устроиться с ночлегом и купить молока, но мй все же рекомендуем взять палатку.
Карта по маршруту— 10-верстка лист № 38, изд. 1926 г.

№ 8. Кемско-Ухтинский
Целевая установка — исследовательская работа. Кроме геологической разведки она может заключать в себе 'задания этнографического, исторического характера: сбор материалов по истории гражданской войны и интервенции, сбор песенного материала. Для последней работы необходимо знание карельского языка.
Маршрут — частью автобусный, частью пароходный, частью лодочный и пешеходный. Туристы, не желающие или не имеющие возможности пройти на лодках всю реку Кемь, могут, сделав с. Ухту основной базой, проделать ряд вылазок по интересным местам.
Продолжительность — от 20 дней до 1 мес.
Направление: ст. Кемь Мурманской ж. д. — с. Ухта (ознакомление с районом, со строительством, 3 дня); с. Ухта — д. Коркониеми (на север) проселочной дорогой (переход трудный для одного дня, лучше ночевать на полпути на 20 км). Палаточную базу можно разбить на оз. Рег-озеро около д. Коркониеми.
Исследовательская работа: поиски медных и свинцовых руд. Возможно нахождение и пегматитовых жил со слюдой. Район почти вовсе не изучен в геологическом отношении,
Дер. Коркониеми — с. Ухта (обратно), 2 дня. Отсюда маршрут можно продолжать на лодке — пройти' всю реку К е м ь и выйти к ж. д. Можно ограничиться плаванием по трем о з ер ам К у й т о: среднему, на котором расположено село Ухта, нижнему и верхнему (на последнем расположено большое село Вок-наволок).
Туристам, отправляющимся в путешествие с целью сбора этнографического материала и материала по истории гражданской войны, мы советуем последний вариант.
Спуск по реке Кеми требует найма лоцмана, что несколько удорожит маршрут. Лодку можно приобрести рублей за 100; иногда можно бесплатно воспользоваться лодкой сплавной конторы Кареллеса. Лоцман возьмет рублей 10 в день с продовольствием. С лоцманом весь спуск по реке Кеми можно сделать в 5—6 дней, без лоцмана же спуск опасен, особенно в нижнем течении, где много порогов. Лучше всего взять лоцмана в с. Юшк-озере, при впадении в реку Кемь ее правого притока, реки Чирка-Кеми. Берега реки мало населены, по пути будут деревни и села:
Лукин-наволок, Юшкозеро, Сапосальма, Погосская, Кривой порог и Подужемье.
В Подужемье водный маршрут заканчивается, отсюда можно пешком или на автобусе добраться до г. Кеми.
Карта для маршрута — лист № 38 10-верстки, изд. 1926 г.
У каждого из описанных маршрутов может быть много вариантов. Также много вариантов могут иметь вылазки из конечных точек маршрутов в зависимости от цели путешествия, от сил, от времени, имеющегося в распоряжении туристов, от снаряжения.
Наиболее интересный в Средней Карелии район Беломорско-Балтийского канала нами подробно не описывается— это материал для отдельной книги. При всех предложенных выше маршрутах поездку в глушь, в леса и на озера, с целью исследования нетронутых уголков природы, можно совместить с поездкой по Беломорско-Балтийскому каналу.

Для туристов, 'Желающих хорошо отдохнуть, мы особенно рекомендуем район Сегозера, озера Селецкого и Тумасозера и небольшое село Сяргозеро на берегу одноименного озера в 18 км к северо-западу от западного берега Сегозера. Это здоровые, сухие места, где несомненно возникло бы такое же курортное строительство, как на Медвежьей горе, будь они ближе к линии железной дороги и к основным населенным пунктам Карелии.
Во всей Средней Карелии имеется лишь одна база ОПТЭ— на ст. Надвойцы Мурманской ж. д., на ББВП им. Сталина. Здесь всегда можно получить ночлег, питание и консультацию. При базе имеется свое рыболовецкое хозяйство (артель рыбаков) и проектируется свое охотхозяйство.


По Карелии и Кольскому полуострову Туристический путеводитель. Е.Ф.Бартольд. ОГИЗ, 1935

Карелия СССР

  • Обратная связь
  •  

Советская Карелия

kalarokka, lyhytpajo, АКССР, Авель Енукидзе, Александровский завод, Архип Перттунен, Беломорск, Беломорско-Балтийский канал, Березин Николай Ильич, Валаам, Великая губа, Видлица, Водла, Водлозеро, Вокнаволок, Вохтозеро, Дмитрий Бубрих, Заонежье, Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера, Ипатов Василий Макарович, Ирина Андреевна Федосова, К-ФССР, КАССР, КФССР, Калевала, Калевальский район, КарЦИК, Карелгранит, Карело-Финская ССР, Карельская АССР, Карельская Трудовая Коммуна, Карельские народные игры, Карельские народные сказки, Карельский фронт, Каронегсоюз, Кашина Гора, Кемь, Кереть, Кестеньга, Кижи, Киндасово, Кирилл Васильевич Чистов, Кирьяжский погост, Клименецкий остров, Колхозойн Пуолэх, Кондопога, Кончезеро, Кончезерский завод, Корельский уезд, Кюлолакшский погост, Ладожское озеро, Лесков Николай, Лесозаготовительная промышленность, Лопские погосты, Лососинка, Лоухский район, Маннергейм, Мариинский канал, Марциальные воды, Маршруты по Карелии, Мегрега, Медвежьегорск, Михаил Калинин, Нюхча, Обонежье, Олонец, Олонецкая губерния, Олонецкие губернские ведомости, Олонецкий край, Олонецкий уезд, Онего, Онежский тракторный завод, Онежское озеро, Паданы, Пертозеро, Петр I, Петр Алексеевич Борисов, Петр Мефодиевич Зайков, Петровский завод, Петроглифы Карелии, Петрозаводск, Петрозаводский уезд, Повенец, Повенецкий уезд, Подужемье, Поньгома, Приладожье, Пряжа, Пряжинский район, Пудож, Пудожский район, Пудожский уезд, Самбатукса, Сердоболь, Сортавала, Спасская губа, Суйсарь, Топозеро, Унелма Семеновна Конкка, Ухта, Федор Глинка, Шуньга, Шюцкор, Эдвард Гюллинг, Элиас Лённрот, Ялмари Виртанен, белофинны, бычок-подкаменщик, валун карелия, варлаам керетский, вепсы, геология карелии, гражданская война в карелии, густера, деревянные лодки карелии, елец, ерш, заонежский район, знаменитые люди карелии, изучение карельского языка, интервенция в карелии, кантеле, карелиды, карело-финский эпос, карелы, карельская еда, карельская изба, карельская карта, карельская кухня рецепты, карельская национальная кухня, карельская письменность, карельская свадьба, карельская частушка, карельские грамоты, карельские диалекты, карельские загадки, карельские обряды, карельские предания, карельские причитания, карельские руны, карельские сказки, карельские суеверия, карельские традиции, карельский крест, карельский фольклор, карельский язык, карельское поморье, кареляки, кемский уезд, коллективизация 1930, корела, корюшка, лещ, ливвики, лопари, лосось, луда, людики, монастыри карелии, мурманская железная дорога, налим, наука карелия, одежда карел, озера Карелии, окунь, олонецкие заводы, олонецкий район, палия, плакальщица, плотва, поморы, причеть, раскулачивание 30 годов, река Суна, река Шуя, рекрутская песня, рунопевец, рунопевцы, русский фарфор, рыба в карелии, ряпушка, саамы, сиг, словарь карельского языка, староверы и старообрядцы, старокарельское блюдо, судак, сямозеро, туристические маршруты по карелии, уклея, финно угорские языки, финны, финская интервенция, финская оккупация, хариус, чудь, шунгит карелия, щука, язь, ёйги

Показать все теги

Популярное