От истока реки Свири озером Онегом до пристани Пигматки
Просмотров: 2120
Карелия: 1791, Петр Иванович Челищев, Вознесенье, Онего, Клименецкий остров, Клименецкий монастырь, Сенная губа, корелы
Потом нанял пришедшую сюда с города Повенца с соловецкими богомольцами повенецкого крестьянина Михаилы Федорова до пристани Пигматки сойму с палубою за шесть рублей, в которую переложивши экипаж, в озеро Онего поехал в половине пятого часа с нанятыми мною 4 человеками гребцами. Сначала по выезде из устья на озеро был маленький дождик, кой скоро и утих, потом настал большой нам боковой ветр, с помо-щию которого ехали парусом неподалеку от левого берега.
Проехавши от Вознесенского погоста или устья 30 верст, в 11-м часу пристали к деревне Рыбной; в ней обогревшись и отужинавши, взяв в рассуждении попутного ветра гребцов только двух, поехали от нее в час пополуночи парусом без гребли близ того ж левого берега.
Отъехавши от деревни Рыбной 40 верст, в среду 11-го числа в семь часов утра пристали к острову Брусну. Сей остров во обширности до десяти верст; на нем был мужеской монастырь, который при положении монастырей в штат испразднен, а теперь в имеющейся здесь старой деревянной во имя Николая Чудотворца церкви службу отправляет белый священник, который живет против церкви, от устья на левом берегу озера, расстоянием от того острова в версте В доме оного священника напившись чаю и пофриштиковавши, при благополучной погоде и прямопопутном ветре или фордовне, пустился от-
сель в 9 часов без гребцов, двумя парусами, самою большою озера Онега салмою или плесом на 60 верст, где нет с берега до берега островов. NB. Сия салма пролегает против Петрозаводской губы.
Едучи ж самою срединою озера, подъезжаючи к Климентскому острову и монастырю, было в нашем виду в правой стороне шесть небольших островов, именующихся Климентскими. Проехавши от острова и погоста Брусна тою салмою 60 верст, в 6-м часу пристал к острову и монастырю Климентскому. Сей остров в обширности длиною 30, шириною от двух до трех и до пяти верст, гораздо лесист и травлив. На нем с приезду на самом берегу Климентской монастырь; в нем церквей: 1-я, деревянная — Живоначальной Троице; 2-я, деревянная ж — Сретению Господню и Николаю Чудотворцу; 3-я, каменная — Захарию и Елисавете, построена от подаяния государыни Елисаветы Петровны 1000 руб. во имя ее патрона; во оной церкви препочивают под спудом мощи преподобного Ионы, уроженца Новгородского, который, собственным своим иждивением построивши сей монастырь, собрал до 50 человек монахов; но тому назад лет с 18 все монахи отселе разведены по другим монастырям, и хорошая церковная утварь, а также ризы и книги, и бывшие во владении крестьяне, земли и рыбные ловли отобраны; к отправлению же в тех церквах Божией службы определен белый священник с дьячком и пономарем. Им для прокормления себя приходских дворов не дано, и жалования не определено, а кормятся от службы проезжающим в Соловки богомольцам молебнов, малым на том острове хлебопашеством и рыбною на озере Онеге, в котором ловится палья, и лососи, и лахи, сиги, язи и прочая озерная рыба, ловлею, а другого никакого промыслу не имеют, а оттого и живут очень бедно. На оном острове имеется в жительстве писанных по четвертой ревизии дворцовых крестьян полторы тысячи душ, которые на одном же только оном острову имеют хлебопашество и сенной покос, промышляют же они в озере Онеге ловлею рыбы, отходят в заработки на состоящие по Свири заводы строением галиотов и в Санкт-Петербург. Здесь есть два приходских погоста, первой — на Сенной Губе,
в нем деревянная церковь Николаю Чудотворцу; второй — Кисской, в нем две деревянных церкви: первая — Преображению Господню, вторая — Иоанну Златоусту; и крестьяне, живущие на острову, на два оных погоста разделены поровну.
В Климентском монастыре отслужив храмам и преподобному молебен, напившись чаю и отужинавши, поехал в 10 часов вечера парусом. Отъехавши от монастыря верст 8, за утишением ветра, стали на якорь.
А 12-го числа, в четверток, с помощью малого ветра пустились греблею, и проехавши версты две, виден был в левой стороне на матерой земле погост Типиницкой; в нем деревянная церковь Нерукотворенному Образу и апостолам Петру и Павлу. Проехав от Климентского монастыря 80 верст, в И часов утра остановился для обеда возле погоста и деревни Кузарана. Здесь деревянная церковь, в ней три престола или храма: 1-я — Рождеству Богородицы, 2-я — Рождеству Иоанна Предтечи, 3-я — Варваре великомученице. Из оной деревни, напившись чаю, пообедавши и взяв четырех гребцов, при тихой погоде, поехал греблею пополудни в два часа. Отъехавши от деревни верст пять, был в стороне на Вырозере (так называется выдавшийся в левый берег в матерую землю из озера Онега изрядной величины залив) погост Вырозерский; в нем деревянная церковь Николаю Чудотворцу. Отселе стал нам боковой попутный ветр, и отпустя гребцов, поехал парусом. А как езда была неподалеку от левого берега, то видны были погосты: 1-й, Тавосский, в нем две деревянных церкви, одна — Живоначальной Троице, другая — великомученику Георгию; 2-й, Шуйский, в нем три деревянных церкви, первая — Благовещению Пресвятыя Богородицы, вторая — Николаю Чудотворцу, а третья — Илии Пророку.
Неподалеку от Вырозера на берегу озера и завони, на мысу, где поворачивают в Палиостровский и Соловецкий монастыри, построена Зосиму и Савватию маленькая деревянная часовня, возле которой все проезжающие богомольцы, купечество и прочие люди, для поклонения преподобным Зосиму и Савватию, останавливаются и, в случае противной большой погоды, в сделанной возле ее нарочно для того кельи ожидают попутного ветра или тишины.
Проехавши от деревни и погоста Кузарана 50 верст, в 10 часов вечера пристали к Палиостровскому монастырю и острову. Сей монастырь построен на состоящем на озере Онеге длиною до трех, шириною до двух верст каменном, в некоторых местах голом, а в других мхом, лесом и землею немного покрытом острове; в нем две старых деревянных церкви: 1-я, Рождеству Богородицы, 2-я, теплая, Захарию и Елисавете; между оных церквей деревянная часовня, в которой препочивают под спудом мощи преподобного Корнилия, уроженца Псковского, начальника и строителя из своего имения оного монастыря, кои хранятся в запечатанной государем Петром Великим гробнице. Здесь в часовне лежат в виду зрителей железные вериги и пояс, в коих, сказывают, он спасался. Строение во оном монастыре все старое деревянное, весьма обветшавшее, а ничего не починивают. В нем теперь живут один иеромонах, два монаха и один белец; им, как на починку церквей и монастыря, так и на содержание себя, денег нисколько из казны за неположением сего монастыря в штат не выдается, и богомольцев мимо проезжающих бывает гораздо мало; а содержат они монастырь и себя очень бедно: десятьми пустошами или селами и четырьмя водяными мучными мельницами (а особливо, как мне видится, приемом беглых), кои даны от разных близ сего острова живущих господ во владение оного монастыря при жизни преподобного Корнилия, чему поныне минуло семьсот лет; при отобрании же от монастырей всех таковых земель и крестьян, от оного показанные земли и мельницы затем не взяты, что имеются в нем на них от Бориса Годунова, Ивана Васильевича, Алексея Михайловича, Петра Великого, Елисавет Петровны и от прочих прежних государей и царей, за собственноручным их подписанием, числом 23 грамоты (оригинальные взяты в синод, а в монастырь даны с них копии), по которым они и поныне владеют и обмежеваны под монастыри же; землю они обрабатывают сами, для чего и бывает у них в рабочую летнюю пору работных людей человек сто и больше, а мельницы отдают в оброк.
По преданиям словесным известно происхождение следующее в сем монастыре. Когда своенравные старообрядцы в Соловецком монастыре упорством здравому рассудку и законодательной власти навлекли на себя строгое наказание от царя Алексея Михайловича, тогда оставшиеся ханжи с учителями своими разбрелись в разные стороны, между которыми тысячи полторы скрылись в Палиостровском сем острове и монастыре. Воинский наряд после помянутого наказания в Соловках возвращался уже обратно к Москве и, может быть, ни намерения, ни приказания не имел, чтоб заехать к ним для их обращения; но развращенные их умы и расстроенные страхом воображения такое им вдохнули отчаяние, что засели в церковь деревянную числом до полуторых тысяч и с своими настоятелями, и там, в страшном заблуждении мнимого их страдальчества, сожглись беспощадно.
Достопамятно еще и то в сем монастыре, что в него посылалися знатные особы княжеских фамилий на заточения и пострижения, но какие именно, то за похищением летописцев, за невежеством живущих ныне в нем, добраться не можно. На нем показывают еще пещеру каменную, в которой будто преподобный Корнилий спасался: в нее ход из деревянной часовни; тесная сия ущелина не имеет довольно места, чтоб лечь и вытянуться человеку, не имеет ни окна, ни печи, ни горна, ниже крышки для защиты от дождя, снега и ветров и для того думать надобно, что это баснь, выдуманная лжеверием; а простодушным суеверием подкрепленная.
Во оном монастыре отпраздновавши храмам и отслушавши 13-го числа, в пятницу, литургию, покопавшись в их бумагах, пообедавши, поехал с помощью попутного ветра в половине 2-го часа пополудни.
Отъехавши от монастыря 15, а всего от Вознесенского устья и погоста озером Онегом 275 верст, в четыре часа пополудни же пристали к Суземской или Данилова раскольничьего монастыря пристани Пигматки.
По правой или по Вытегорской стороне озера Онега есть чья-то стеклянная фабрика, но работа оной не дошла до моего сведения. А левая сторона озера, занятая частию корелами, говорят, имеет множество жителей, которые по изобилию железных руд имеют множество частных железных заводцев; в некоторых из них, сказывают, делают нарочитый уклад не высокой цены и порядочное количество. Живущие по обеим сторонам Онега дворцовые и экономические крестьяне почти все раскольники, живут очень бедно, ибо хлебопашества у них еще меньше, нежели у крестьян, живущих по Свири, да и урожаи гораздо хуже, а привозят себе рожь, овес и ячмень водою, покупаючи без мало что не на весь год в городе Ладоге и Вы-тегре, на что зарабатывают деньги мужчины, отходя в Петер-бург и Петрозаводск в разные работы, иные на целый год, а другие на лето, а оставшиеся дома жгут в Петрозаводск для продажи на заводы уголье, гонят деготь и ездят с грузом с Петрозаводска в Петербург, а больше никакого промыслу не имеют. Хотя ж в озере Онеге и довольно ловится разной рыбы, а именно: пальи, и лососей, и лохов, лещей, судаков, сигов, щук, окуней и прочих мелких озерных и речных рыб, а изредка и шерашперов, однако ж, они от оной ловли большой прибыли не имеют, затем что только продают одним проезжающим, да и то весьма дешевою ценою, а в города продавать не возят, а довольствуются сами рыбою во весь год.
Проехавши от Вознесенского погоста или устья 30 верст, в 11-м часу пристали к деревне Рыбной; в ней обогревшись и отужинавши, взяв в рассуждении попутного ветра гребцов только двух, поехали от нее в час пополуночи парусом без гребли близ того ж левого берега.
Отъехавши от деревни Рыбной 40 верст, в среду 11-го числа в семь часов утра пристали к острову Брусну. Сей остров во обширности до десяти верст; на нем был мужеской монастырь, который при положении монастырей в штат испразднен, а теперь в имеющейся здесь старой деревянной во имя Николая Чудотворца церкви службу отправляет белый священник, который живет против церкви, от устья на левом берегу озера, расстоянием от того острова в версте В доме оного священника напившись чаю и пофриштиковавши, при благополучной погоде и прямопопутном ветре или фордовне, пустился от-
сель в 9 часов без гребцов, двумя парусами, самою большою озера Онега салмою или плесом на 60 верст, где нет с берега до берега островов. NB. Сия салма пролегает против Петрозаводской губы.
Едучи ж самою срединою озера, подъезжаючи к Климентскому острову и монастырю, было в нашем виду в правой стороне шесть небольших островов, именующихся Климентскими. Проехавши от острова и погоста Брусна тою салмою 60 верст, в 6-м часу пристал к острову и монастырю Климентскому. Сей остров в обширности длиною 30, шириною от двух до трех и до пяти верст, гораздо лесист и травлив. На нем с приезду на самом берегу Климентской монастырь; в нем церквей: 1-я, деревянная — Живоначальной Троице; 2-я, деревянная ж — Сретению Господню и Николаю Чудотворцу; 3-я, каменная — Захарию и Елисавете, построена от подаяния государыни Елисаветы Петровны 1000 руб. во имя ее патрона; во оной церкви препочивают под спудом мощи преподобного Ионы, уроженца Новгородского, который, собственным своим иждивением построивши сей монастырь, собрал до 50 человек монахов; но тому назад лет с 18 все монахи отселе разведены по другим монастырям, и хорошая церковная утварь, а также ризы и книги, и бывшие во владении крестьяне, земли и рыбные ловли отобраны; к отправлению же в тех церквах Божией службы определен белый священник с дьячком и пономарем. Им для прокормления себя приходских дворов не дано, и жалования не определено, а кормятся от службы проезжающим в Соловки богомольцам молебнов, малым на том острове хлебопашеством и рыбною на озере Онеге, в котором ловится палья, и лососи, и лахи, сиги, язи и прочая озерная рыба, ловлею, а другого никакого промыслу не имеют, а оттого и живут очень бедно. На оном острове имеется в жительстве писанных по четвертой ревизии дворцовых крестьян полторы тысячи душ, которые на одном же только оном острову имеют хлебопашество и сенной покос, промышляют же они в озере Онеге ловлею рыбы, отходят в заработки на состоящие по Свири заводы строением галиотов и в Санкт-Петербург. Здесь есть два приходских погоста, первой — на Сенной Губе,
в нем деревянная церковь Николаю Чудотворцу; второй — Кисской, в нем две деревянных церкви: первая — Преображению Господню, вторая — Иоанну Златоусту; и крестьяне, живущие на острову, на два оных погоста разделены поровну.
В Климентском монастыре отслужив храмам и преподобному молебен, напившись чаю и отужинавши, поехал в 10 часов вечера парусом. Отъехавши от монастыря верст 8, за утишением ветра, стали на якорь.
А 12-го числа, в четверток, с помощью малого ветра пустились греблею, и проехавши версты две, виден был в левой стороне на матерой земле погост Типиницкой; в нем деревянная церковь Нерукотворенному Образу и апостолам Петру и Павлу. Проехав от Климентского монастыря 80 верст, в И часов утра остановился для обеда возле погоста и деревни Кузарана. Здесь деревянная церковь, в ней три престола или храма: 1-я — Рождеству Богородицы, 2-я — Рождеству Иоанна Предтечи, 3-я — Варваре великомученице. Из оной деревни, напившись чаю, пообедавши и взяв четырех гребцов, при тихой погоде, поехал греблею пополудни в два часа. Отъехавши от деревни верст пять, был в стороне на Вырозере (так называется выдавшийся в левый берег в матерую землю из озера Онега изрядной величины залив) погост Вырозерский; в нем деревянная церковь Николаю Чудотворцу. Отселе стал нам боковой попутный ветр, и отпустя гребцов, поехал парусом. А как езда была неподалеку от левого берега, то видны были погосты: 1-й, Тавосский, в нем две деревянных церкви, одна — Живоначальной Троице, другая — великомученику Георгию; 2-й, Шуйский, в нем три деревянных церкви, первая — Благовещению Пресвятыя Богородицы, вторая — Николаю Чудотворцу, а третья — Илии Пророку.
Неподалеку от Вырозера на берегу озера и завони, на мысу, где поворачивают в Палиостровский и Соловецкий монастыри, построена Зосиму и Савватию маленькая деревянная часовня, возле которой все проезжающие богомольцы, купечество и прочие люди, для поклонения преподобным Зосиму и Савватию, останавливаются и, в случае противной большой погоды, в сделанной возле ее нарочно для того кельи ожидают попутного ветра или тишины.
Проехавши от деревни и погоста Кузарана 50 верст, в 10 часов вечера пристали к Палиостровскому монастырю и острову. Сей монастырь построен на состоящем на озере Онеге длиною до трех, шириною до двух верст каменном, в некоторых местах голом, а в других мхом, лесом и землею немного покрытом острове; в нем две старых деревянных церкви: 1-я, Рождеству Богородицы, 2-я, теплая, Захарию и Елисавете; между оных церквей деревянная часовня, в которой препочивают под спудом мощи преподобного Корнилия, уроженца Псковского, начальника и строителя из своего имения оного монастыря, кои хранятся в запечатанной государем Петром Великим гробнице. Здесь в часовне лежат в виду зрителей железные вериги и пояс, в коих, сказывают, он спасался. Строение во оном монастыре все старое деревянное, весьма обветшавшее, а ничего не починивают. В нем теперь живут один иеромонах, два монаха и один белец; им, как на починку церквей и монастыря, так и на содержание себя, денег нисколько из казны за неположением сего монастыря в штат не выдается, и богомольцев мимо проезжающих бывает гораздо мало; а содержат они монастырь и себя очень бедно: десятьми пустошами или селами и четырьмя водяными мучными мельницами (а особливо, как мне видится, приемом беглых), кои даны от разных близ сего острова живущих господ во владение оного монастыря при жизни преподобного Корнилия, чему поныне минуло семьсот лет; при отобрании же от монастырей всех таковых земель и крестьян, от оного показанные земли и мельницы затем не взяты, что имеются в нем на них от Бориса Годунова, Ивана Васильевича, Алексея Михайловича, Петра Великого, Елисавет Петровны и от прочих прежних государей и царей, за собственноручным их подписанием, числом 23 грамоты (оригинальные взяты в синод, а в монастырь даны с них копии), по которым они и поныне владеют и обмежеваны под монастыри же; землю они обрабатывают сами, для чего и бывает у них в рабочую летнюю пору работных людей человек сто и больше, а мельницы отдают в оброк.
По преданиям словесным известно происхождение следующее в сем монастыре. Когда своенравные старообрядцы в Соловецком монастыре упорством здравому рассудку и законодательной власти навлекли на себя строгое наказание от царя Алексея Михайловича, тогда оставшиеся ханжи с учителями своими разбрелись в разные стороны, между которыми тысячи полторы скрылись в Палиостровском сем острове и монастыре. Воинский наряд после помянутого наказания в Соловках возвращался уже обратно к Москве и, может быть, ни намерения, ни приказания не имел, чтоб заехать к ним для их обращения; но развращенные их умы и расстроенные страхом воображения такое им вдохнули отчаяние, что засели в церковь деревянную числом до полуторых тысяч и с своими настоятелями, и там, в страшном заблуждении мнимого их страдальчества, сожглись беспощадно.
Достопамятно еще и то в сем монастыре, что в него посылалися знатные особы княжеских фамилий на заточения и пострижения, но какие именно, то за похищением летописцев, за невежеством живущих ныне в нем, добраться не можно. На нем показывают еще пещеру каменную, в которой будто преподобный Корнилий спасался: в нее ход из деревянной часовни; тесная сия ущелина не имеет довольно места, чтоб лечь и вытянуться человеку, не имеет ни окна, ни печи, ни горна, ниже крышки для защиты от дождя, снега и ветров и для того думать надобно, что это баснь, выдуманная лжеверием; а простодушным суеверием подкрепленная.
Во оном монастыре отпраздновавши храмам и отслушавши 13-го числа, в пятницу, литургию, покопавшись в их бумагах, пообедавши, поехал с помощью попутного ветра в половине 2-го часа пополудни.
Отъехавши от монастыря 15, а всего от Вознесенского устья и погоста озером Онегом 275 верст, в четыре часа пополудни же пристали к Суземской или Данилова раскольничьего монастыря пристани Пигматки.
По правой или по Вытегорской стороне озера Онега есть чья-то стеклянная фабрика, но работа оной не дошла до моего сведения. А левая сторона озера, занятая частию корелами, говорят, имеет множество жителей, которые по изобилию железных руд имеют множество частных железных заводцев; в некоторых из них, сказывают, делают нарочитый уклад не высокой цены и порядочное количество. Живущие по обеим сторонам Онега дворцовые и экономические крестьяне почти все раскольники, живут очень бедно, ибо хлебопашества у них еще меньше, нежели у крестьян, живущих по Свири, да и урожаи гораздо хуже, а привозят себе рожь, овес и ячмень водою, покупаючи без мало что не на весь год в городе Ладоге и Вы-тегре, на что зарабатывают деньги мужчины, отходя в Петер-бург и Петрозаводск в разные работы, иные на целый год, а другие на лето, а оставшиеся дома жгут в Петрозаводск для продажи на заводы уголье, гонят деготь и ездят с грузом с Петрозаводска в Петербург, а больше никакого промыслу не имеют. Хотя ж в озере Онеге и довольно ловится разной рыбы, а именно: пальи, и лососей, и лохов, лещей, судаков, сигов, щук, окуней и прочих мелких озерных и речных рыб, а изредка и шерашперов, однако ж, они от оной ловли большой прибыли не имеют, затем что только продают одним проезжающим, да и то весьма дешевою ценою, а в города продавать не возят, а довольствуются сами рыбою во весь год.
Петр Иванович Челищев
Челищев П. И. Путешествие по северу России в 1791 году / П. И. Челищев. — М., 2008. — 304 с.: ил.
Челищев П. И. Путешествие по северу России в 1791 году / П. И. Челищев. — М., 2008. — 304 с.: ил.