Олонецкие помочи
Просмотров: 1687
Карелия: карелы, Олонецкая губерния
Олонецкія помочи.
Помочи при созиданіи избъ. — „Печебитье“. — Полевыя и луговыя помочи. — „Супрядки“. — Вымираніе помочей.
Привычка издавна жить вместе, работать сообща, предполагающая вершеніе в былое время всех крестьянских работ целою коммуною, до наших дней удержалась в крестьянской сред в вид разного рода взаимопомощи.
Один из самых распространенных рудиментов былой коммуны — это помочи, устраиваемые крестьянами ради кошенiя лугов, жатвы, запашки, кладки готоваго сруба на фундамент при постройк дома, привозки для него бревенъ, деланія в новом дом печи и т. п.; приэтом на помощь одному обывателю приходит вся община или даже несколько близь-живущих общинъ, со своими собственными орудіями; так напр. при возк для постройки дома бревенъ, общинники являются со своими лошадьми, веревками, топорами и пр.; в лес едут и мужчины и женщины (за отца или брата) длинною вереницею в 20, 30 и более лошадей; лес рубится сообща, сообща взваливается на дровни, везется и в 2, 3 или 4 пріема на деревенской улиц воздвигаются целые горы бревенъ, привезенных помочью. Хозяин угощает „помочанъ“ и начинает строиться: для рубки сруба нанимает он рабочих, но раз сруб сложен, та-же помочь является к нему по первому его приглашенію, разбирает весь сруб и перекладывает его на готовый фундамент или вообще на то место, гд быть дому, конопатит его, пьет так называемое „обложейное“ и расходится по домамъ. Кладку балокъ, потолка, стропилъ, крыши и пр. производит опять наемная сила; но как только дом отстроенъ, как только является необходимость подумать о запас тепла на зимнее время, подумать об изготовленіи печки, строющійся хозяин опять идет по деревнямъ; заходя в каждую избу, а также при всякой встреч он произноситъ: „прошу, пожалуй на печебитье!“ Помочь является и на этот раз она как в Вытегорскомъ, так и в Каргопольском уездахъ, состоит преимущественно из холостых ребят и девицъ. Прежде всего они привозят в достаточном количеств глину, затем печебитье производится следующим образомъ): в месте, назначенном для печи, вырубается в полу хозяином вновь построеннаго дома четыреугольное пространство, в углах котораго вкопываются в землю толстые столбы; на них вырубается сруб в несколько венцовъ, вышиною около 5 четвертей от полу, называемый „опечкомъ“; внизу опечка настилается полъ, а вверху потолокъ; на потолок кладется слой глины или кирпичей, толщиною около 11/2 вершка; глина слегка смачивается водою и сильно убивается молотом — это и будет „подъ“ печи. Затем делается из полукруглых обручей сводъ, обручи обиваются досками; свод представляет собою род кибитки; он становится среди пода и должен представлять внутренность печи; досками-же обгораживают стороны обращеннаго внутрь избы места, гд должна быть печь. Глину мнут и, укладывая в это четыреугольное пространство, убивают досками, молотами, даже ногами до тех поръ, пока вся печь не будет сбита в один комъ; затем в выбитой до самой трубы печк прорезывают устье печи, кладут из кирпича палатку и трубу и производят топку. Работа идет весело и живо под такт народных песен и чрез каких нибудь два часа большая крестьянская печь бывает готова; посл этого на оставшейся глин начинается пляска и раздаются веселые песни; хозяин угощает ребят водкой, а девиц — пряниками; помочане расходятся иногда только к полночи.
Только что описанное чередованіе „помочей“ с наемною работою будет тем понятнее, если мы предположимъ, что в былое время крестьянскіе дома или вообще зданія строились целою общиною, она ехала в лесъ, строила дом целикомъ, не исключая даже печи; хозяин строющагося дома из благодарности предлагал работающим ряд угощеній, быть можетъ, менее длинный, нежели теперь он производит „помочамъ“ и нанятому люду; теперь же он угощает помочан лишь два или много три раза: 1) по привозк бревенъ, 2) при кладк сруба на фундамент („обложейное“), 3) „печное“, празднуемое лишь в тех местахъ, гд печи битыя, а не сложенные из кирпичей, на вс прочія работы помочь заменяют нанятые рабочіе, пьющіе „балочное“, „коневое“, „сомковое“ и мн. др., а в Вытегорском уезд и при существованіи „печебитья“, „дымовое“ отдельно празднует печникъ, приделывающій к сделанной помочью печк кирпичную трубу*).
Помочь до сих пор во многих местах помогает отдельным обывателям производить кошеніе и жатву, являясь со своими косами или серпами, довольствуясь по большей части предложенной закускою: „да разв кто выпить любитъ, домой с песенками пойдетъ“; на Мошинском озере, кром того, варят для „помочанъ“ еще „пиво“ (брагу).
Помочи устраиваются в одних местах по будничным дням (Айнозеро, Кемозеро — Вытегорскаго уезда), в других — в праздничные дни и вечером (Шимозеро), в третьих — и всего чаще — в праздничные дни и посл обеда; на помочь идут и мужики, и замужнія женщины, и парни, и девушки: идут не только к однодеревенцамъ, но даже к членам соседних общин, к лицамъ, служащим в деревн или вообще почему-либо в ней живущимъ, так напр. к лесничему, к земскому фельдшеру, сельскому учителю, священнику и т. д.; идут потому, что работа помочью не трудна, представляетъ, благодаря большому собранію, массу веселья, развлеченій; особенно любит помочи молодежь, для нея это просто праздникъ; мн не раз приходилось слышать упрашиванія молодыми девушками какого-либо домохозяина: „сделай помоць“, — заискивающе просили оне, — „вс соберемся, живо сработаем, песен напоем“.
Помочь является как к богатому, так и к бедному и пригласившiй старается непременно угостить „помочан“; помочь и угощеніе на столько неразрывно иногда связываются, что люди „маломощные“ стараются обойтись без нея, говоря, что и „на помочь не напахать, а и пригласишь, да помочь все и съестъ“.
„Супрядки“ устраивают обыкновенно лишь в том случае, если напр. домохозяйки видят, что им не поспеть сработать требуемаго количества пряжи или шерсти; в таком случае он в один из вечеров устраивают у себя не только безплатную вечеринку, но угощают еще пришедших со своими прялицами девушек чаемъ, толокномъ, калитками и т. п. Кром того, приглашают и парней, потому „девка без парня сидеть не стане“; притом, напр. на Мошинском озере, Каргопольскаго уезда, „льневыхъ“ супрядок никогда не бываетъ, а только для пряденія шерсти, а в Заонежь супрядки в некоторых местах практикуются лишь ради изготовленія пряжи для рыболовных сетей.
В заключеніе, остается пожалеть, что прекрасный, древній обычай падаетъ, прекращается; в Заонежье, напр., передавали, что помочи устраиваются у них лишь священникомъ; угощеніе в местахъ, лежащих по трактам и близь городовъ, заменяется платою денег; таким образом, напр. в Андоме, Оште, Макачеве и др. местах помочане являются уже не помочанами, а наемными лицами, согласившимися за заработную плату (редко пониженную) поработать несколько часовъ, не смотря на праздничный день.
Г. И. Куликовскій.
Куликовский Г. И. Олонецкие помочи // Олонецкий сборник: Материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края. Вып. 3. Петрозаводск, 1894. С. 394 – 396.