Олонецкие помочи

Просмотров: 77
Олонецкія помочи.


Помочи при созиданіи избъ. — „Печебитье“. — Полевыя и луговыя помочи. — „Супрядки“. — Вымираніе помочей.


Привычка издавна жить вместе, работать сообща, предполагающая вершеніе в былое время всех крестьянских работ целою коммуною, до наших дней удержалась в крестьянской сред в вид разного рода взаимопомощи.
Один из самых распространенных рудиментов былой коммуны — это помочи, устраиваемые крестьянами ради кошенiя лугов, жатвы, запашки, кладки готоваго сруба на фундамент при постройк дома, привозки для него бревенъ, деланія в новом дом печи и т. п.; приэтом на помощь одному обывателю приходит вся община или даже несколько близь-живущих общинъ, со своими собственными орудіями; так напр. при возк для постройки дома бревенъ, общинники являются со своими лошадьми, веревками, топорами и пр.; в лес едут и мужчины и женщины (за отца или брата) длинною вереницею в 20, 30 и более лошадей; лес рубится сообща, сообща взваливается на дровни, везется и в 2, 3 или 4 пріема на деревенской улиц воздвигаются целые горы бревенъ, привезенных помочью. Хозяин угощает „помочанъ“ и начинает строиться: для рубки сруба нанимает он рабочих, но раз сруб сложен, та-же помочь является к нему по первому его приглашенію, разбирает весь сруб и перекладывает его на готовый фундамент или вообще на то место, гд быть дому, конопатит его, пьет так называемое „обложейное“ и расходится по домамъ. Кладку балокъ, потолка, стропилъ, крыши и пр. производит опять наемная сила; но как только дом отстроенъ, как только является необходимость подумать о запас тепла на зимнее время, подумать об изготовленіи печки, строющійся хозяин опять идет по деревнямъ; заходя в каждую избу, а также при всякой встреч он произноситъ: „прошу, пожалуй на печебитье!“ Помочь является и на этот раз она как в Вытегорскомъ, так и в Каргопольском уездахъ, состоит преимущественно из холостых ребят и девицъ. Прежде всего они привозят в достаточном количеств глину, затем печебитье производится следующим образомъ): в месте, назначенном для печи, вырубается в полу хозяином вновь построеннаго дома четыреугольное пространство, в углах котораго вкопываются в землю толстые столбы; на них вырубается сруб в несколько венцовъ, вышиною около 5 четвертей от полу, называемый „опечкомъ“; внизу опечка настилается полъ, а вверху потолокъ; на потолок кладется слой глины или кирпичей, толщиною около 11/2 вершка; глина слегка смачивается водою и сильно убивается молотом — это и будет „подъ“ печи. Затем делается из полукруглых обручей сводъ, обручи обиваются досками; свод представляет собою род кибитки; он становится среди пода и должен представлять внутренность печи; досками-же обгораживают стороны обращеннаго внутрь избы места, гд должна быть печь. Глину мнут и, укладывая в это четыреугольное пространство, убивают досками, молотами, даже ногами до тех поръ, пока вся печь не будет сбита в один комъ; затем в выбитой до самой трубы печк прорезывают устье печи, кладут из кирпича палатку и трубу и производят топку. Работа идет весело и живо под такт народных песен и чрез каких нибудь два часа большая крестьянская печь бывает готова; посл этого на оставшейся глин начинается пляска и раздаются веселые песни; хозяин угощает ребят водкой, а девиц — пряниками; помочане расходятся иногда только к полночи.

Только что описанное чередованіе „помочей“ с наемною работою будет тем понятнее, если мы предположимъ, что в былое время крестьянскіе дома или вообще зданія строились целою общиною, она ехала в лесъ, строила дом целикомъ, не исключая даже печи; хозяин строющагося дома из благодарности предлагал работающим ряд угощеній, быть можетъ, менее длинный, нежели теперь он производит „помочамъ“ и нанятому люду; теперь же он угощает помочан лишь два или много три раза: 1) по привозк бревенъ, 2) при кладк сруба на фундамент („обложейное“), 3) „печное“, празднуемое лишь в тех местахъ, гд печи битыя, а не сложенные из кирпичей, на вс прочія работы помочь заменяют нанятые рабочіе, пьющіе „балочное“, „коневое“, „сомковое“ и мн. др., а в Вытегорском уезд и при существованіи „печебитья“, „дымовое“ отдельно празднует печникъ, приделывающій к сделанной помочью печк кирпичную трубу*).
Помочь до сих пор во многих местах помогает отдельным обывателям производить кошеніе и жатву, являясь со своими косами или серпами, довольствуясь по большей части предложенной закускою: „да разв кто выпить любитъ, домой с песенками пойдетъ“; на Мошинском озере, кром того, варят для „помочанъ“ еще „пиво“ (брагу).

Помочи устраиваются в одних местах по будничным дням (Айнозеро, Кемозеро — Вытегорскаго уезда), в других — в праздничные дни и вечером (Шимозеро), в третьих — и всего чаще — в праздничные дни и посл обеда; на помочь идут и мужики, и замужнія женщины, и парни, и девушки: идут не только к однодеревенцамъ, но даже к членам соседних общин, к лицамъ, служащим в деревн или вообще почему-либо в ней живущимъ, так напр. к лесничему, к земскому фельдшеру, сельскому учителю, священнику и т. д.; идут потому, что работа помочью не трудна, представляетъ, благодаря большому собранію, массу веселья, развлеченій; особенно любит помочи молодежь, для нея это просто праздникъ; мн не раз приходилось слышать упрашиванія молодыми девушками какого-либо домохозяина: „сделай помоць“, — заискивающе просили оне, — „вс соберемся, живо сработаем, песен напоем“.
Помочь является как к богатому, так и к бедному и пригласившiй старается непременно угостить „помочан“; помочь и угощеніе на столько неразрывно иногда связываются, что люди „маломощные“ стараются обойтись без нея, говоря, что и „на помочь не напахать, а и пригласишь, да помочь все и съестъ“.
„Супрядки“ устраивают обыкновенно лишь в том случае, если напр. домохозяйки видят, что им не поспеть сработать требуемаго количества пряжи или шерсти; в таком случае он в один из вечеров устраивают у себя не только безплатную вечеринку, но угощают еще пришедших со своими прялицами девушек чаемъ, толокномъ, калитками и т. п. Кром того, приглашают и парней, потому „девка без парня сидеть не стане“; притом, напр. на Мошинском озере, Каргопольскаго уезда, „льневыхъ“ супрядок никогда не бываетъ, а только для пряденія шерсти, а в Заонежь супрядки в некоторых местах практикуются лишь ради изготовленія пряжи для рыболовных сетей.

В заключеніе, остается пожалеть, что прекрасный, древній обычай падаетъ, прекращается; в Заонежье, напр., передавали, что помочи устраиваются у них лишь священникомъ; угощеніе в местахъ, лежащих по трактам и близь городовъ, заменяется платою денег; таким образом, напр. в Андоме, Оште, Макачеве и др. местах помочане являются уже не помочанами, а наемными лицами, согласившимися за заработную плату (редко пониженную) поработать несколько часовъ, не смотря на праздничный день.

Г. И. Куликовскій.



Куликовский Г. И. Олонецкие помочи // Олонецкий сборник: Материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края. Вып. 3. Петрозаводск, 1894. С. 394 – 396.

Карелия СССР

  • Обратная связь
  •  

Советская Карелия

kalarokka, lyhytpajo, АКССР, Авель Енукидзе, Александр Линевский, Александровский завод, Архип Перттунен, Беломорск, Беломорско-Балтийский канал, Березин Николай Ильич, Бесов Нос, Валаам, Великая губа, Видлица, Водла, Вокнаволок, Выгозеро, Геннин Вильгельм, Дмитрий Бубрих, Заонежье, Заповедники Карелии, Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера, Ипатов Василий Макарович, Ирина Андреевна Федосова, К-ФССР, КАССР, КФССР, Калевала, Калевальский район, КарЦИК, Карелгранит, Кареллес, Карело-Финская ССР, Карельская АССР, Карельская Трудовая Коммуна, Карельские народные сказки, Карельский филиал АН СССР, Карельский фронт, Карельское народное искусство, Каронегсоюз, Кашина Гора, Кемь, Кереть, Кивач, Кижи, Кимасозеро, Киндасово, Кирилл Васильевич Чистов, Кирьяжский погост, Клименецкий остров, Колхозойн Пуолэх, Кондопога, Кончезеро, Кончезерский завод, Корельский уезд, Ладожское озеро, Лесков Николай, Лоухский район, Маннергейм, Марциальные воды, Мегрега, Медвежьегорск, Михаил Калинин, Обонежье, Олонец, Олонецкая губерния, Олонецкие губернские ведомости, Олонецкий край, Олонецкий уезд, Онего, Онежский тракторный завод, Онежское озеро, Орфинский Вячеслав Петрович, Паданы, Пертозеро, Петр I, Петр Алексеевич Борисов, Петр Мефодиевич Зайков, Петровский завод, Петроглифы Карелии, Петрозаводск, Петрозаводский уезд, Повенец, Повенецкий уезд, Подужемье, Поньгома, Приладожье, Пряжа, Пряжинский район, Пудож, Пудожский район, Пудожский уезд, Самбатукса, Сердоболь, Сортавала, Спасская губа, Суйсарь, Топозеро, Унелма Семеновна Конкка, Ухта, Федор Глинка, Шуньга, Шуньгский район, Шюцкор, Эдвард Гюллинг, Элиас Лённрот, Ялмари Виртанен, белофинны, бычок-подкаменщик, валун карелия, вепсы, геология карелии, гражданская война в карелии, густера, деревянные лодки карелии, елец, ерш, заонежский район, знаменитые люди карелии, интервенция в карелии, кантеле, карелиды, карелия репрессии, карело-финский эпос, карелы, карельская изба, карельская карта, карельская кухня рецепты, карельская национальная кухня, карельская письменность, карельская свадьба, карельская частушка, карельские грамоты, карельские диалекты, карельские загадки, карельские обряды, карельские поговорки, карельские предания, карельские причитания, карельские руны, карельские сказки, карельские суеверия, карельские традиции, карельский крест, карельский фольклор, карельский язык, карельское поморье, кареляки, кемский уезд, коллективизация 1930, корела, корюшка, лещ, ливвики, лопари, лосось, луда, людики, монастыри карелии, мурманская железная дорога, налим, наука карелия, одежда карел, озера Карелии, окунь, олонецкие заводы, остров Гольцы, палия, плакальщица, плотва, поморы, причеть, раскулачивание 30 годов, река Суна, река Шуя, рекрутская песня, рунопевец, рунопевцы, русский фарфор, рыба в карелии, ряпушка, саамы, сиг, словарь карельского языка, староверы и старообрядцы, старокарельское блюдо, судак, сямозеро, туристические маршруты по карелии, уклея, финно угорские языки, финны, финская интервенция, финская оккупация, хариус, чудь, шунгит карелия, щука, язь, ёйги

Показать все теги

Популярное