Намогильные домики
Просмотров: 1892
Экскурсу в прошлое могут помочь и символические потомки архаичного жилища - "намогильные домики" ("срубцы","гробницы","голбцы") - четырёхстенные срубики под крышей, сохранившиеся преимущественно в северо-западной Карелии. Существует гипотеза, что эти удивительные строения - пережиток некогда бытовавшего на Олонецком перешейке надземного захоронения, при котором над гробовищем с телом покойного насыпался невысокий курган. Правда, параллельно в северо-западном Приладожье существовал и другой способ захоронения, когда гробовище помещали в могильную яму. После отмирания курганных обрядов оба способа захоронения могли снивелироваться. При этом гробовище как бы раздвоилось; домовина с покойником заглубилась в землю, а её символическое изображение в виде "намогильного домика" оставалось на поверхности земли. Но в любом случае гроб-домовина являлся "вечным жилищем" покойника и поэтому закономерно отражал в себе черты реального жилища.
Даже в конце XIX-начале XX вв. в Карелии было принято в похоронных причитаниях обращаться к просьбой к гробовщику устроить вечное жилище покойного с элементами реального дома:
Сделайте в вечном домике
окошечко хоть с петушиный глазок,
пусть смотрит из своего жилища.
И поставьте для моей дорогой милости
в уголочке вечного домика печечку
хоть с ласточкино гнёздышко.
И это не поэтическая идеализация - в древних захоронениях в Приладожье и Челмужах обнаружены очаги, сложенные из камней, а обычай устанавливать окошки в стенках гроба местами в Карелии сохранился до наших дней. Даже крышка домовины нередко завершалась коньком-шеломом, причём, что особенно интересно, прежде она делалась плоской и, следовательно, в характере оформления гроба прослеживаются отголоски эволюции покрытия жилища. В большей степени, чем в гробах-домовинах, сходство с жилищем проявляется в "намогильных домиках". Оно охватывает как общее объёмное решение, так и детали - приёмы рубки стенок, шеломы, резные причелины, а порой миниатюрные курицы и потоки.
Обращение к сооружениям некрокульта как носителям символически-образных интерпретаций бытовавших или ныне бытующих архитектурно-конструктивных форм, а также использование аналогий развитого жилища с простейшими постройками при исследовании конструкций и декора карельских построек, по нашему опыту, может быть весьма плодотворным. В условиях недостатка и информативной ограниченности археологических данных, иконографических и письменных материалов простейшие постройки являются дополнительным источником, позволяющим приблизиться к ранним этапам развития народного жилища.
"Традиционный карельский дом" В.П. Орфинский , И.Е. Гришина.