ЧАСОВНИ В ПРЕДМЕСТЬЯХ ОЛОНЦА: СЮРГА, ИНЕМА, ВЕРХНИЙ КОНЕЦ, НОВИНКИ
Просмотров: 2076
В окрестностях Олонца много часовен, большинство из них доживает свой век и частью разрушены.
Часовня Иоанна Крестителя в Олонце, Петровского времени, близко напоминает по архитектуре церковь Мегреги, но здесь форма несколько усложнена: на четверик главного сруба установлен другой четверик, меньшего размера, затем восьмигранная «круглая» шейка и главка.
Более распространенным здесь был, однако, тип часовни простейшего устройства в виде клети и амбара. Середину двускатной кровли венчает маленькая главка. Архитектурные формы такой часовни, очевидно, повлияли на создание того карельского типа, который мы встречали под Пряжей. Писцовая книга 1646—1651 годов называет «того ж Олонецкого погоста отхожия деревни на Святозере»; переселяясь на новые места, жители приносили с собою свои строительные навыки.
Такая часовня стояла в деревне Сюрге, в двух-трех км от Мегреги, посвящена она была св. Антипе. Ее западный фронтон имел небольшой вынос вперед, опиравшийся на два резные коленчатые столпца, крыльцо ограждено перилами. Обшита часовенка, как и многие другие под Олонцом, на своеобразный манер: узкие горизонтальные планки закрывают швы теса, образуя определенный графический рисунок на плоскости стены. Часовенка уютно располагалась среди огромных елей и была в полнейшем порядке. Недавно ее перевезли в совхоз для постройки бани.
Сходного вида часовенка стоит в деревне Инема или Инемаго, в четырех км от Мегреги. Деревня брошена и обречена на разрушение. Часовня, непримечательная сама по себе, заслуживает уважение уже тем, что именно отсюда происходит икона «Успение», ныне находящаяся в залах Музея искусств КАССР. В часовне она стояла рядом с иконами, штампованными на жести фирмой Жако, и даже в закопченном и записанном виде обращала на себя внимание стройностью композиции и изяществом рисунка. Все предвещало в ней превосходный памятник, каким икона и оказалась после раскрытия.
Совершенно непонятно, почему за этим памятником утвердилась дата XVII века, разве лишь потому, что живописец увлекается объемной лепкой голов. Стиль иконописи не выходит за пределы середины или второй четверти XVI века. В отличие, однако, от таких икон,
как «Власий», «Спас» из Кунелицы, и других, тяготеющих несомненно к Новгороду, «Успение" написано художником, примыкающим к живописи круга белозерского Замосковья, несущему явственную печать влияния искусства Дионисия. Композиция иконы безукоризненно гармонична, движения и позы фигур удлиненных пропорций грациозны и изящны. Тщательно написанные миловидные головки прорисованы закругленным контуром и мастерски моделированы по светло-зеленому санкирю нежным, слегка розоватым охрением. Своеобразие манеры письма заключается в отсутствии пробелов на одеждах, слегка прикрытых прозрачным белым, розовым, голубым цветом, с контурными описями по складкам. Эта особенность встретится и в других памятниках Севера. Произведение выполнено художником одаренным и свидетельствует о разнообразии художественных направлений в искусстве Олонца конца XV — первой половины ХVI века.
«Успение» из Инемаго близко одноименной иконе XVI века, привезенной в Музей искусств из Олонецкого музея и еще не расчищенной. Обе иконы близки размером и композицией, с небольшими изменениями в иконографии (фон представлен в зеркальном отражении), обе написаны на липовых досках. Возможно, они вышли из одной мастерской.
Из Сюрги можно пройти вдоль реки Мегреги в деревню Верхний Конец. Берега извилистой реки необычайно живописны, кругом красивые рощи и луга с пасущимися стадами. Избы, как обычно на Севере, поставлены на открытых местах, в окно избы смотрится лишь небо да гладь воды. Земля покрыта травкой-муравкой, той мелкой, изумрудно-зеленого цвета травкой, которая плотным ковром покрывает землю, укатанную босоногой ребятней, вылизанную овечьими языками. Ходить по такой траве нужно босиком, чтобы почувствовать живое тепло земли.
Часовня в Верхнем Конце
Часовня стоит на холме, у самой реки, на правом ее берегу. Обычные для этих мест архитектурные формы часовни усложнены прирубом передней части. Скромный силуэт часовни украшает местность.
Прежде внутри часовни, посвященной Дмитрию Солунскому, было несколько икон ХУ1П—XIX веков местных писем. На иконе «Дмитрий в житии» XVIII века можно было прочесть надпись: «Возобновлен в 1863 го июня 28 го санкт 3 гильдии купцом Иваном Кузьминым». Сейчас внутри часовни пусто, крылечко с резными столицами и перилами разрушено.
Часовня в Новинках посвящена Архангелу Михаилу. Она также нескольке более сложной формы, чем обычно. Над притвором здесь установлена колоколенка, крытая невысоким шатром, на резных столицах такого же профиля, как и в часовне Сюрги и Верхнего Конца: граненые дыньки чередуются с плоскими подушками. Этот декоративный мотив делает здание более нарядным.
Главка над часовней крыта железом, под ним угадывается удлиненная форма еловой шишки. Часовня весьма близка тому типу, который мы определили как карельский, встретив его в завершенном виде в Пряжинском районе. Возможно, родиной его был Олонец, где примерно половину населения составляют карелы, но где они вплотную соприкасались с культурой русского народа.
При первом осмотре иконостас часовни был вполне сохранившимся, в нем был комплект икон начала XVIII века и одна икона XVI века — «Смоленская богоматерь». В нижнем ряду стояли иконы «Никола», «Георгий», «Смоленская богоматерь», «Архангел Михаил на огненном коне» и «Петр и Павел» в рост. Иконы вывезены в Карельский музей искусств. Икона «Петр и Павел» расчищена и находится в экспозиции, в ней несомненно ощущается воздействие заонежской школы живописи. Иконописные традиции не мешают художнику свободно компоновать отдельные картины и добиваться большой выразительности в раскрытии содержания клейм.
Раскрыта из-под записей и икона «Никола в житии», любопытная бытовыми подробностями. Так, в клейме с надписью «святый Николае нача учитися граматы» представлен строгого вида монах, сидящий на раскладном стуле на фоне деревянного дома, перед ним два улыбающихся мальчика с букварями. Манера выполнения этой иконы другая, чем у «Петра и Павла», вместо наложения пробелов «скорописью» здесь больше мягкости в передаче объема, заметно воздействие живописи вологодского Севера.
Вокруг Новинской часовни — кладбище со старинными крестами с резными навесами и врезанными в них медными иконками.
Часовня Иоанна Крестителя в Олонце, Петровского времени, близко напоминает по архитектуре церковь Мегреги, но здесь форма несколько усложнена: на четверик главного сруба установлен другой четверик, меньшего размера, затем восьмигранная «круглая» шейка и главка.
Более распространенным здесь был, однако, тип часовни простейшего устройства в виде клети и амбара. Середину двускатной кровли венчает маленькая главка. Архитектурные формы такой часовни, очевидно, повлияли на создание того карельского типа, который мы встречали под Пряжей. Писцовая книга 1646—1651 годов называет «того ж Олонецкого погоста отхожия деревни на Святозере»; переселяясь на новые места, жители приносили с собою свои строительные навыки.
Такая часовня стояла в деревне Сюрге, в двух-трех км от Мегреги, посвящена она была св. Антипе. Ее западный фронтон имел небольшой вынос вперед, опиравшийся на два резные коленчатые столпца, крыльцо ограждено перилами. Обшита часовенка, как и многие другие под Олонцом, на своеобразный манер: узкие горизонтальные планки закрывают швы теса, образуя определенный графический рисунок на плоскости стены. Часовенка уютно располагалась среди огромных елей и была в полнейшем порядке. Недавно ее перевезли в совхоз для постройки бани.
Сходного вида часовенка стоит в деревне Инема или Инемаго, в четырех км от Мегреги. Деревня брошена и обречена на разрушение. Часовня, непримечательная сама по себе, заслуживает уважение уже тем, что именно отсюда происходит икона «Успение», ныне находящаяся в залах Музея искусств КАССР. В часовне она стояла рядом с иконами, штампованными на жести фирмой Жако, и даже в закопченном и записанном виде обращала на себя внимание стройностью композиции и изяществом рисунка. Все предвещало в ней превосходный памятник, каким икона и оказалась после раскрытия.
Совершенно непонятно, почему за этим памятником утвердилась дата XVII века, разве лишь потому, что живописец увлекается объемной лепкой голов. Стиль иконописи не выходит за пределы середины или второй четверти XVI века. В отличие, однако, от таких икон,
как «Власий», «Спас» из Кунелицы, и других, тяготеющих несомненно к Новгороду, «Успение" написано художником, примыкающим к живописи круга белозерского Замосковья, несущему явственную печать влияния искусства Дионисия. Композиция иконы безукоризненно гармонична, движения и позы фигур удлиненных пропорций грациозны и изящны. Тщательно написанные миловидные головки прорисованы закругленным контуром и мастерски моделированы по светло-зеленому санкирю нежным, слегка розоватым охрением. Своеобразие манеры письма заключается в отсутствии пробелов на одеждах, слегка прикрытых прозрачным белым, розовым, голубым цветом, с контурными описями по складкам. Эта особенность встретится и в других памятниках Севера. Произведение выполнено художником одаренным и свидетельствует о разнообразии художественных направлений в искусстве Олонца конца XV — первой половины ХVI века.
«Успение» из Инемаго близко одноименной иконе XVI века, привезенной в Музей искусств из Олонецкого музея и еще не расчищенной. Обе иконы близки размером и композицией, с небольшими изменениями в иконографии (фон представлен в зеркальном отражении), обе написаны на липовых досках. Возможно, они вышли из одной мастерской.
Из Сюрги можно пройти вдоль реки Мегреги в деревню Верхний Конец. Берега извилистой реки необычайно живописны, кругом красивые рощи и луга с пасущимися стадами. Избы, как обычно на Севере, поставлены на открытых местах, в окно избы смотрится лишь небо да гладь воды. Земля покрыта травкой-муравкой, той мелкой, изумрудно-зеленого цвета травкой, которая плотным ковром покрывает землю, укатанную босоногой ребятней, вылизанную овечьими языками. Ходить по такой траве нужно босиком, чтобы почувствовать живое тепло земли.
Часовня в Верхнем Конце
Часовня стоит на холме, у самой реки, на правом ее берегу. Обычные для этих мест архитектурные формы часовни усложнены прирубом передней части. Скромный силуэт часовни украшает местность.
Прежде внутри часовни, посвященной Дмитрию Солунскому, было несколько икон ХУ1П—XIX веков местных писем. На иконе «Дмитрий в житии» XVIII века можно было прочесть надпись: «Возобновлен в 1863 го июня 28 го санкт 3 гильдии купцом Иваном Кузьминым». Сейчас внутри часовни пусто, крылечко с резными столицами и перилами разрушено.
Часовня в Новинках посвящена Архангелу Михаилу. Она также нескольке более сложной формы, чем обычно. Над притвором здесь установлена колоколенка, крытая невысоким шатром, на резных столицах такого же профиля, как и в часовне Сюрги и Верхнего Конца: граненые дыньки чередуются с плоскими подушками. Этот декоративный мотив делает здание более нарядным.
Главка над часовней крыта железом, под ним угадывается удлиненная форма еловой шишки. Часовня весьма близка тому типу, который мы определили как карельский, встретив его в завершенном виде в Пряжинском районе. Возможно, родиной его был Олонец, где примерно половину населения составляют карелы, но где они вплотную соприкасались с культурой русского народа.
При первом осмотре иконостас часовни был вполне сохранившимся, в нем был комплект икон начала XVIII века и одна икона XVI века — «Смоленская богоматерь». В нижнем ряду стояли иконы «Никола», «Георгий», «Смоленская богоматерь», «Архангел Михаил на огненном коне» и «Петр и Павел» в рост. Иконы вывезены в Карельский музей искусств. Икона «Петр и Павел» расчищена и находится в экспозиции, в ней несомненно ощущается воздействие заонежской школы живописи. Иконописные традиции не мешают художнику свободно компоновать отдельные картины и добиваться большой выразительности в раскрытии содержания клейм.
Раскрыта из-под записей и икона «Никола в житии», любопытная бытовыми подробностями. Так, в клейме с надписью «святый Николае нача учитися граматы» представлен строгого вида монах, сидящий на раскладном стуле на фоне деревянного дома, перед ним два улыбающихся мальчика с букварями. Манера выполнения этой иконы другая, чем у «Петра и Павла», вместо наложения пробелов «скорописью» здесь больше мягкости в передаче объема, заметно воздействие живописи вологодского Севера.
Вокруг Новинской часовни — кладбище со старинными крестами с резными навесами и врезанными в них медными иконками.
Брюсова В.Г. По Олонецкой земле.
М.: Искусство, 1972
М.: Искусство, 1972