Киннермская часовня
Просмотров: 1604
Скажу нѣсколько словъ объ «Киннермской» часовнѣ и о находящейся въ ней иконѣ Смоленской Божiей Матери. Кажется, это самая большая часовня въ приходѣ. О явленiи ея сохранилось до сихъ поръ очень интересное преданiе.
Разсказываютъ, что она принесена сюда какимъ-то солдатомъ родомъ изъ означенной деревни, пришедшимъ въ отпускъ со службы. Преданiе не говоритъ, кто такой былъ солдатъ, откуда онъ шелъ, или гдѣ служилъ; только приблизительно можно разсчесть, что дѣло происходило въ началѣ или, по крайней мѣрѣ, въ первой половинѣ XVIII столѣтiя. Старикъ, разсказывавшiй намъ объ этой иконѣ, говорилъ, что его дѣдъ, умершiй въ шестидесятыхъ годахъ, 80 лѣтъ отъ роду, не помнилъ появленiя иконы въ Кинермѣ и самъ передавалъ о ней со словъ другихъ стариковъ – отца и дѣда.
Предъ уходомъ домой, солдатъ видѣлъ сонъ, въ которомъ ему явилась Богоматерь и просила взять съ собой Ея икону. При этомъ ему было указано во снѣ и мѣсто въ полѣ, гдѣ онъ долженъ искать икону. Проснувшись, солдатъ дѣйствительно нашелъ икону въ указанномъ мѣстѣ и, пораженный чудомъ, рѣшилъ взять ее съ собою на родину. На пути, однажды, ему пришлось переночевать у какого-то не то купца, не то священника. Когда послѣднiй сталъ разспрашивать о прежней жизни солдата, о томъ, куда онъ шелъ теперь, между прочимъ, было разсказано и о томъ, чтò за икона была у солдата и какъ она попала къ нему. Священнику захотѣлось оставить ее у себя. Съ этою цѣлью, ночью, когда солдатъ спалъ, онъ вскрылъ котомку его, гдѣ была спрятана икона и снялъ послѣднюю, положивъ на мѣсто какую-то деревяшку.
Утромъ солдатъ, не замѣтивъ исчезновенiя иконы, продолжалъ свой путь. Но похищенiе не осталось безнаказаннымъ и заразъ же отозвалось на похитителѣ: по уходѣ солдата, онъ былъ наказанъ слѣпотой. Видя въ этомъ карающую за грѣхъ Десницу Божiю, сваященникъ, или купецъ, погнался за владѣльцемъ иконы и, признавшись въ ея похищенiи, просилъ взять ее обратно. Послѣ этого вернулось къ нему и зрѣнiе.
Когда солдатъ пришелъ на Ведлозерскiй погостъ, икона была поставлена въ церкви св. Николая Чудотворца. Но Богоматери угодно было избрать для нея другое мѣсто. На другой день иконы уже не было въ церкви, а чрезъ нѣсколько дней жители деревни Кинермы увидѣли ее въ своей рощѣ, находящейся почти въ самой деревнѣ. Здѣсь, такимъ образомъ, и рѣшено было выстроить часовню во имя Смоленской Божiей Матери для помѣщенiя иконы. Только, по преданiю, первоначально мѣсто для нее почему-то было выбрано иное въ поляхъ, гдѣ на грудѣ камней и поставлена была на время икона. Потомъ тутъ былъ поставленъ крестъ, остатки котораго сохранились до настоящаго времени. Они сложены у подножiя новаго, недавно поставленнаго креста. Однако, и это оказалось неугоднымъ Богоматери, ‑ икона Ея снова была найдена въ означенной рощѣ. Желая точно испытать, дѣйствительно ли это желанiе Свыше, жители нѣсколько разъ относили икону въ поле, но каждый разъ находили ее въ рощѣ. Принявъ это за несомнѣнное выраженiе воли Божiей Матери, они построили на избранномъ Ею мѣстѣ часовню, которая и стоитъ въ рощѣ до сего времени. Она довольно вмѣстительна, имѣетъ паперть или «сѣни», а надъ ними – колокольню съ 4 колоколами, какъ это и значится по описи часовеннаго имущества, учиненной священно-церковнослужителями Ведлозерскаго погоста въ 1831 году.
Въ часовнѣ 3 яруса иконъ, въ серединѣ нижняго яруса находится указанная икона Божiей Матери. Длиной она 12 вершковъ, шириной 9; риза серебряная и позлащеный вѣнчикъ.
Какъ мы уже сказали, икона Божiей Матери пользуется большимъ уваженiемъ среди окрестнаго населенiя. На поклоненiе къ ней сходятся особенно въ праздникъ Смоленской Божiей Матери (28 iюля) съ окрестныхъ приходовъ много народа. Усердiемъ богомольцевъ она украшена привѣсками въ видѣ лентъ, цѣпочекъ, нитей жемчугу, полотенецъ и т. п. Приношенiя послѣдняго рода вѣшаются, кромѣ того, и внутри на стѣнахъ часовни. Въ «сѣняхъ» въ настоящее время стоитъ бочка, куда богомольцы высыпаютъ приносимый ими овесъ. Послѣднiй продается, а деньги поступаютъ въ часовню.
П. М. Из быта и верований карел Олонецкой губернии. Олонецкие губернские ведомости. 1894.
Разсказываютъ, что она принесена сюда какимъ-то солдатомъ родомъ изъ означенной деревни, пришедшимъ въ отпускъ со службы. Преданiе не говоритъ, кто такой былъ солдатъ, откуда онъ шелъ, или гдѣ служилъ; только приблизительно можно разсчесть, что дѣло происходило въ началѣ или, по крайней мѣрѣ, въ первой половинѣ XVIII столѣтiя. Старикъ, разсказывавшiй намъ объ этой иконѣ, говорилъ, что его дѣдъ, умершiй въ шестидесятыхъ годахъ, 80 лѣтъ отъ роду, не помнилъ появленiя иконы въ Кинермѣ и самъ передавалъ о ней со словъ другихъ стариковъ – отца и дѣда.
Предъ уходомъ домой, солдатъ видѣлъ сонъ, въ которомъ ему явилась Богоматерь и просила взять съ собой Ея икону. При этомъ ему было указано во снѣ и мѣсто въ полѣ, гдѣ онъ долженъ искать икону. Проснувшись, солдатъ дѣйствительно нашелъ икону въ указанномъ мѣстѣ и, пораженный чудомъ, рѣшилъ взять ее съ собою на родину. На пути, однажды, ему пришлось переночевать у какого-то не то купца, не то священника. Когда послѣднiй сталъ разспрашивать о прежней жизни солдата, о томъ, куда онъ шелъ теперь, между прочимъ, было разсказано и о томъ, чтò за икона была у солдата и какъ она попала къ нему. Священнику захотѣлось оставить ее у себя. Съ этою цѣлью, ночью, когда солдатъ спалъ, онъ вскрылъ котомку его, гдѣ была спрятана икона и снялъ послѣднюю, положивъ на мѣсто какую-то деревяшку.
Утромъ солдатъ, не замѣтивъ исчезновенiя иконы, продолжалъ свой путь. Но похищенiе не осталось безнаказаннымъ и заразъ же отозвалось на похитителѣ: по уходѣ солдата, онъ былъ наказанъ слѣпотой. Видя въ этомъ карающую за грѣхъ Десницу Божiю, сваященникъ, или купецъ, погнался за владѣльцемъ иконы и, признавшись въ ея похищенiи, просилъ взять ее обратно. Послѣ этого вернулось къ нему и зрѣнiе.
Когда солдатъ пришелъ на Ведлозерскiй погостъ, икона была поставлена въ церкви св. Николая Чудотворца. Но Богоматери угодно было избрать для нея другое мѣсто. На другой день иконы уже не было въ церкви, а чрезъ нѣсколько дней жители деревни Кинермы увидѣли ее въ своей рощѣ, находящейся почти въ самой деревнѣ. Здѣсь, такимъ образомъ, и рѣшено было выстроить часовню во имя Смоленской Божiей Матери для помѣщенiя иконы. Только, по преданiю, первоначально мѣсто для нее почему-то было выбрано иное въ поляхъ, гдѣ на грудѣ камней и поставлена была на время икона. Потомъ тутъ былъ поставленъ крестъ, остатки котораго сохранились до настоящаго времени. Они сложены у подножiя новаго, недавно поставленнаго креста. Однако, и это оказалось неугоднымъ Богоматери, ‑ икона Ея снова была найдена въ означенной рощѣ. Желая точно испытать, дѣйствительно ли это желанiе Свыше, жители нѣсколько разъ относили икону въ поле, но каждый разъ находили ее въ рощѣ. Принявъ это за несомнѣнное выраженiе воли Божiей Матери, они построили на избранномъ Ею мѣстѣ часовню, которая и стоитъ въ рощѣ до сего времени. Она довольно вмѣстительна, имѣетъ паперть или «сѣни», а надъ ними – колокольню съ 4 колоколами, какъ это и значится по описи часовеннаго имущества, учиненной священно-церковнослужителями Ведлозерскаго погоста въ 1831 году.
Въ часовнѣ 3 яруса иконъ, въ серединѣ нижняго яруса находится указанная икона Божiей Матери. Длиной она 12 вершковъ, шириной 9; риза серебряная и позлащеный вѣнчикъ.
Какъ мы уже сказали, икона Божiей Матери пользуется большимъ уваженiемъ среди окрестнаго населенiя. На поклоненiе къ ней сходятся особенно въ праздникъ Смоленской Божiей Матери (28 iюля) съ окрестныхъ приходовъ много народа. Усердiемъ богомольцевъ она украшена привѣсками въ видѣ лентъ, цѣпочекъ, нитей жемчугу, полотенецъ и т. п. Приношенiя послѣдняго рода вѣшаются, кромѣ того, и внутри на стѣнахъ часовни. Въ «сѣняхъ» въ настоящее время стоитъ бочка, куда богомольцы высыпаютъ приносимый ими овесъ. Послѣднiй продается, а деньги поступаютъ въ часовню.
П. М. Из быта и верований карел Олонецкой губернии. Олонецкие губернские ведомости. 1894.