СОЛОМЕННОЕ
Просмотров: 1801
С набережной виднеется в дымке на противоположном берегу Петрозаводской губы Соломенное. Здесь в конце XVI века был небольшой монастырек, затем — поселок, а позднее — пригород Петрозаводска, теперь вошедший в черту города. Селение возникло на правом берегу пролива, соединяющего Онежское озеро с Логмозером, и называлось «Салминским», от карельского слова «салма» — «пролив», а затем стало именоваться «Соломенским» или «Соломенным».
Среди современных строений уцелело два архитектурных памятника, церкви конца XVII века: Сретенская, 1780—1786 годов, и Петропавловская, 1798 года. Храмы воздвигнуты местным уроженцем, разбогатевшим петербургским купцом И. Я. Конаковым, и теперь сильно перестроены.
Одна из них, Сретенская, построена на диоритовой скале, омываемой с трех сторон озером. Старинный рисунок дает представление о романтике архитектурного замысла при традиционности стиля. Прямоугольное в плане здание перекрыто на два ската, стены членятся вертикальными тягами лопаток. Над ним возвышается массивный восьмигранник, повторяющий восьмерик деревянной церкви, круглым покрытием сведенный к узкой шейке барабана с маленькой главкой. Колокольня с двумя глухими ярусами и третьим открытым для звона увенчана высоким шпилем-стрелой, копирующим шпиль городского Петропавловского собора. К массивному основанию колокольни пристроено изящное крылечко, крутая лесенка подводит прямо к озеру.
В наши дни можно нередко услышать сожаление о том, что наиболее красивые точки ландшафта застроены в стародавние времена преимущественно храмами и это мешает современному градостроительству. Древние зодчие, что и говорить, ценили и превосходно чувствовали красоту местности и приноравливались к ней в своих постройках. Но нужно уметь найти эту красоту, как нашел ее в пустынной и ничем не примечательной скале, каких много на Онежском озере, зодчий соломенского храма и сумел одухотворить поэтической искрой искусства естественную прелесть пейзажа.
В церкви хранились облачения работы царевны Софьи Алексеевны и царицы Прасковьи Федоровны, переданные сюда после закрытия монастыря.
Близ Соломенного в прошлом столетии стояла древняя часовня, и в ней, судя по старинным описаниям, были весьма необычные произведения живописи. На одном из них представлен сатана с короной на голове, держащий в руках жезл и шар со звездами, месяцем и солнцем, как в то время изображали Вседержителя. Композиция сопровождалась надписью: «здесь смотри князя мира сего опасно, како держит славу свою властью». Уподобление властителя мира сатане изобличает воззрения расколоучителей. На другой картине изображена фигура шведа со штанами навыпуск, в руках надпись: «се видишь прекрасный свет ныне, мож быть не увидишь его во утренней године". Здесь присутствовали и другие произведения на сложные символические темы. Проповедь о пришествии Христа, близком конце света наряду с превосходным знанием духовной литературы выдает творения старообрядческих мастерских, произведения которых не только имели беспрепятственное хождение на Севере, но и пользовались уважением местного населения.
Среди современных строений уцелело два архитектурных памятника, церкви конца XVII века: Сретенская, 1780—1786 годов, и Петропавловская, 1798 года. Храмы воздвигнуты местным уроженцем, разбогатевшим петербургским купцом И. Я. Конаковым, и теперь сильно перестроены.
Одна из них, Сретенская, построена на диоритовой скале, омываемой с трех сторон озером. Старинный рисунок дает представление о романтике архитектурного замысла при традиционности стиля. Прямоугольное в плане здание перекрыто на два ската, стены членятся вертикальными тягами лопаток. Над ним возвышается массивный восьмигранник, повторяющий восьмерик деревянной церкви, круглым покрытием сведенный к узкой шейке барабана с маленькой главкой. Колокольня с двумя глухими ярусами и третьим открытым для звона увенчана высоким шпилем-стрелой, копирующим шпиль городского Петропавловского собора. К массивному основанию колокольни пристроено изящное крылечко, крутая лесенка подводит прямо к озеру.
В наши дни можно нередко услышать сожаление о том, что наиболее красивые точки ландшафта застроены в стародавние времена преимущественно храмами и это мешает современному градостроительству. Древние зодчие, что и говорить, ценили и превосходно чувствовали красоту местности и приноравливались к ней в своих постройках. Но нужно уметь найти эту красоту, как нашел ее в пустынной и ничем не примечательной скале, каких много на Онежском озере, зодчий соломенского храма и сумел одухотворить поэтической искрой искусства естественную прелесть пейзажа.
В церкви хранились облачения работы царевны Софьи Алексеевны и царицы Прасковьи Федоровны, переданные сюда после закрытия монастыря.
Близ Соломенного в прошлом столетии стояла древняя часовня, и в ней, судя по старинным описаниям, были весьма необычные произведения живописи. На одном из них представлен сатана с короной на голове, держащий в руках жезл и шар со звездами, месяцем и солнцем, как в то время изображали Вседержителя. Композиция сопровождалась надписью: «здесь смотри князя мира сего опасно, како держит славу свою властью». Уподобление властителя мира сатане изобличает воззрения расколоучителей. На другой картине изображена фигура шведа со штанами навыпуск, в руках надпись: «се видишь прекрасный свет ныне, мож быть не увидишь его во утренней године". Здесь присутствовали и другие произведения на сложные символические темы. Проповедь о пришествии Христа, близком конце света наряду с превосходным знанием духовной литературы выдает творения старообрядческих мастерских, произведения которых не только имели беспрепятственное хождение на Севере, но и пользовались уважением местного населения.