АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ ОЛОНЕЦКОГО КРАЯ
Просмотров: 1745
Обследованы они далеко не полностью, и лишь немногие из них взяты на учет. Издания Археологической комиссии и письменные источники позволяют составить представление о разнообразии типов зданий в этой местности.
В Ильинском, расположенном близ впадения реки Олонки в Ладожское озеро, по преданию, была древняя церковь Благовещения о девяти главах, на ее месте в 1628 году поставлена церковь Ильи Пророка «древяного верха шатром». Опись упоминает, что иконы были писаны на золоте, и отмечает интересную особенность иконостаса: деисуса в нем не было. Рядом с церковью помещался митрополичий двор. В большом количестве вывезены древние иконы XVI века в Карельский музей искусств из Туксы и ждут своего раскрытия.
В Присвирье имел распространение тип храма, как в Сойгинцах (1696) и Пидьме (1697), который можно рассматривать в качестве прототипа церкви Кондопоги по решению центрального шатра, утвержденного на восьмерике. В Сойгинцах, однако, верхний восьмерик меньшего размера и крышки нижнего восьмерика покрыты фронтончиками вполне конструктивного назначения. Удачно найденный декоративный мотив применяется в дальнейшем в самостоятельном виде. К главному восьмерику Сойгинского храма с востока прирублен алтарь, а с западной — клети разной величины: трапезы, крыльца и колокольни. Шатровые покрытия сочетаются с двускатными крышами. Сложная композиция в целом прекрасно сгармонирована.
Усложненным типом клетской церкви является церковь Георгия в Юксовичах, по одним сведениям построенная в 1493 году, по другим документам датируемая XVI веком. Церковь в плане имеет форму креста, перекрытого в жаждой части островерхими крышками, возвышающимися ступенями одна над другой. Самая высокая из них над главным помещением храма, увенчана главкой.
Интересным памятником архитектуры была Никольская церковь в Верхоятске, в 50 км от Олонца, построенная в 1700 году мастерами Юрием Ивановичем Палицыным и Никоном Игнатьевичем Корсаковым. Церковь, судя по описанию, имела вид «каланчи» высотою в 40 м. Главный четверик переходил выше в восьмигранную стопу, перекрытую восьмигранной .крышей, а поверх была водружена снова восьмигранная стопа «тоньше и длиннее нижних», увенчанная на каждой грани бочкой, и уже на ней утверждена высокая шея купола и самый купол. Архитектурные формы Верхоятской церкви отчасти напоминают Петропавловский собор Петровской слободы, не эти ли мастера строили его? Сообщение об именах зодчих петровского времени представляет большой интерес.
Позднее подобный тип конструкции деревянного храма встретится и в других местах, как Афанасьевская церковь 1798 года в селе Верхней Кокшеньге Вологодской области.
Поездка в Олонец убеждает в том, что с этим городом может быть связано не только административно-географическое понятие. Разнообразие архитектурных типов построек и стилей уподобляет Олонецкий перешеек огромной творческой лаборатории, создававшей вновь или осваивавшей новые течения в искусстве Севера. Не случайно здесь, на Олонецкой земле, была создана первая судостроительная верфь России и выстроенные здесь суда совершали плавание по океану, достигая берегов Америки.
Все явственнее становится значение Олонца как крупного центра художественной культуры Севера, остававшегося до сих пор несправедливо за пределами истории искусства.