Народное искусство Карелии
Просмотров: 3111
После того как мы ознакомимся с искусством отдельных районов Карелии, глубоко самобытным и прекрасным, появляется естественный вопрос, что же представляет собою это искусство, как оно возникло?
Народное искусство Карелии нельзя расценивать меркой «крестьянского искусства», хотя оно и «создано руками крестьян». Его корни, сила и своеобразие в общерусском деревянном зодчестве, этом «глубинном слое» архитектуры Древней Руси: культура феодального города тесно связана с общенародной, крестьянской культурой. Крестьянский Север освоил и творчески развил искусство деревянного зодчества, как и искусство иконописи, прикладное искусство, былинный эпос. Что не под силу было отдельным крестьянским семьям, было по плечу крестьянской общине; поэтому церкви — «строение приходских людей» — нередко ни размерами, ни богатством внутреннего убранства не уступали государеву или боярскому строению.
Деревянное зодчество оказало огромное влияние и на каменную архитектуру. «Конечно, все, что только появлялось в деревянной архитектуре, — пишет академик В. В. Суслов, — долго не вступало в борьбу с обычными (до XVI в.) у нас формами византийского зодчества; но как только народное искусство назрело, то первый же почин применения деревянных форм в каменной архитектуре дал решительный удар всему прошлому искусству, и мы видим, что с XVI в. каменная архитектура значительно изменилась и, став самостоятельною, величественно поднялась в эпоху Алексея Михайловича. С прошлого же столетия, когда русская жизнь очутилась в тисках Запада, то и обычные формы русских построек быстро стали изменяться не только в центрах государственной жизни, но и в самом народе. На дальнем Севере, куда еще не могло скоро проникнуть влияние Запада, наше мастерство продолжало свое дело до половины XVIII ст.»
Как и любая из областей русского Севера, — подытоживает свои наблюдения Д. М. Балашов, — Карелия имеет больше общерусского, «общесеверного», так сказать, в своем старинном зодчестве. Местные традиции — а они есть — сразу бросятся не всякому. Нужно сказать также, что исследование старинного зодчества Карелии только начинается... Пока нам неизвестно почти ничего — ни последовательности развития стиля, ни удельного веса тех или иных архитектурных форм в истории края, ни даже общее количество построек, заслуживающих охраны»
Наш первый долг — спасти это ценное достояние от разрушения, сохранить Карелию, этот сказочно-прекрасный край, как заповедник природы и искусства.
Брюсова В.Г. По Олонецкой земле.
М.: Искусство, 1972
М.: Искусство, 1972