ПРИДОРОЖНЫЕ КРЕСТЫ
Просмотров: 2256
Характерной приметой олонецкого пейзажа была часовня или крест при въезде и выезде из селения.
Два из них и теперь встречают нас в Верховье и в Татчелце, было же раньше их много. Нужно заметить, что придорожные кресты, эти своеобразные архитектурные памятники «малых форм», вовсе не заслуживают того рвения, которое проявляют в уничтожении их активные борцы с религиозными предрассудками. Как правило, это сооружения мемориального значения, поставленные в честь какого-либо знаменитого события. В Олонце и под Олонцом ставилось много крестов на местах сражений с литовцами, в память о посещении Петра I, по обету, в честь спасения при кораблекрушении и т. д. Позднее, когда древние кресты приходили в ветхость, их заменяли новыми. Кресты были деревянные и каменные. Каменные, как правило, более древние и большею частью относятся еще к новгородскому времени. Многие из них имели памятные записи, переписанные и изданные краеведами прошлых лет. Неподалеку от Мегреги стоял крест XVI века, у самой Мегреги — с датой 1601 и 1613 годов.
Деревянный крест утверждался из огромных брусьев, над ним устанавливался навес в виде двускатной крыши на 4 столицах, предохранявшей его от дождя и снега; под навесом на деревянной площадке или на скамьях отдыхали путники. На кресте нередко вырезали Распятие, текст молитвы или летопись.
Искусство резьбы в Олонецком крае издавна пользовалось большим вниманием. В технике резбы по дереву выполнена чиновая икона — тябло XIII века из собрания Государственного Исторического музея, вывезенная, как полагают не без основания, из олонецких мест. Центр тябла занимает «Распятие» с серафимами, по сторонам — святые, среди них — Георгий и Илья, Никола и Варвара. Композиция завершается изображениями фантастических зверей, что говорит о народных традициях в переосмыслении геральдических фигур барсов домонгольского периода. Традиции резьбы новгородского стиля сохраняются в памятниках XVI века. В Музее искусств КАССР хранится прекрасная кипарисовая дощечка-иконка из Горской мельницы с изображением в киотцах архангела Михаила в рост, «Входа в Иерусалим» и «Распятия». Резьба плоская, с глубокой выемкой на полях, стилизованная в манере новгородской иконописи. Фигуры крупноголовы, складки одежд прямолинейны, лошадь при этом исполнена вполне натурально. Превосходная резная икона хранилась в Кунелицкой церкви: вверху—«Успение», по сторонам от него — «Вера, Надежда», внизу — «Избранные святые».
Резные иконы имели распространение на Севере повсеместно. Превосходна икона «Распятие» с изображением в нижней части Бориса, Владимира и Глеба XVI века, найденная нами в селе Поля Типиницкого сельсовета (хранится в Госмузее КАССР).
Замечена стилистическая общность памятников резьбы по дереву и иконописи, что позволяет говорить о воздействии на живопись этого исконно народного вида искусства.
К архитектурным сооружениям «малых форм» принадлежат и надгробные кладбищенские кресты, обычно в виде островерхого шатрика с резьбой, придававшие северному кладбищу особый вид и несколько торжественно-сумрачное настроение.
Два из них и теперь встречают нас в Верховье и в Татчелце, было же раньше их много. Нужно заметить, что придорожные кресты, эти своеобразные архитектурные памятники «малых форм», вовсе не заслуживают того рвения, которое проявляют в уничтожении их активные борцы с религиозными предрассудками. Как правило, это сооружения мемориального значения, поставленные в честь какого-либо знаменитого события. В Олонце и под Олонцом ставилось много крестов на местах сражений с литовцами, в память о посещении Петра I, по обету, в честь спасения при кораблекрушении и т. д. Позднее, когда древние кресты приходили в ветхость, их заменяли новыми. Кресты были деревянные и каменные. Каменные, как правило, более древние и большею частью относятся еще к новгородскому времени. Многие из них имели памятные записи, переписанные и изданные краеведами прошлых лет. Неподалеку от Мегреги стоял крест XVI века, у самой Мегреги — с датой 1601 и 1613 годов.
Деревянный крест утверждался из огромных брусьев, над ним устанавливался навес в виде двускатной крыши на 4 столицах, предохранявшей его от дождя и снега; под навесом на деревянной площадке или на скамьях отдыхали путники. На кресте нередко вырезали Распятие, текст молитвы или летопись.
Искусство резьбы в Олонецком крае издавна пользовалось большим вниманием. В технике резбы по дереву выполнена чиновая икона — тябло XIII века из собрания Государственного Исторического музея, вывезенная, как полагают не без основания, из олонецких мест. Центр тябла занимает «Распятие» с серафимами, по сторонам — святые, среди них — Георгий и Илья, Никола и Варвара. Композиция завершается изображениями фантастических зверей, что говорит о народных традициях в переосмыслении геральдических фигур барсов домонгольского периода. Традиции резьбы новгородского стиля сохраняются в памятниках XVI века. В Музее искусств КАССР хранится прекрасная кипарисовая дощечка-иконка из Горской мельницы с изображением в киотцах архангела Михаила в рост, «Входа в Иерусалим» и «Распятия». Резьба плоская, с глубокой выемкой на полях, стилизованная в манере новгородской иконописи. Фигуры крупноголовы, складки одежд прямолинейны, лошадь при этом исполнена вполне натурально. Превосходная резная икона хранилась в Кунелицкой церкви: вверху—«Успение», по сторонам от него — «Вера, Надежда», внизу — «Избранные святые».
Резные иконы имели распространение на Севере повсеместно. Превосходна икона «Распятие» с изображением в нижней части Бориса, Владимира и Глеба XVI века, найденная нами в селе Поля Типиницкого сельсовета (хранится в Госмузее КАССР).
Замечена стилистическая общность памятников резьбы по дереву и иконописи, что позволяет говорить о воздействии на живопись этого исконно народного вида искусства.
К архитектурным сооружениям «малых форм» принадлежат и надгробные кладбищенские кресты, обычно в виде островерхого шатрика с резьбой, придававшие северному кладбищу особый вид и несколько торжественно-сумрачное настроение.
Брюсова В.Г. По Олонецкой земле.
М.: Искусство, 1972
М.: Искусство, 1972