Оленеостровский могильник
Просмотров: 1949
По дороге к Климецкому острову лежат небольшие Оленьи острова — Северный и Южный. Последний прославился залежами известняка, который издавна шел у онежских крестьян на постройки. Об этом упоминает один из первых исследователей Карелии академик Н. Я. Озерецковский.
Часто вместе с «известным камнем» местные жители откапывали кости человека, каменные и костяные предметы, но не придавали этому особого значения. Окрестив это место могильником, они продолжали по мере надобности его разрабатывать.
Петровский указ о сборе коллекций для Кунсткамеры, изданный 13 февраля 1718 г., надо полагать, до крестьян не дошел, а властям было ни к чему, что в том указе говорилось: «...если кто найдет в земле, или в воде какие старые вещи, а именно каменья, необыкновенные, кости человеческие, или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, какие у нас ныне есть, или и такие, да зело велики или малы перед обыкновенными, также какие старые надписи на каменьях...— такожь бы приносили, за что будет дованная дача».
Спустя два с лишним века на Оленеостровские карьеры явились люди другого времени — советские строители. Ученые Петрозаводска и Ленинграда получили сообщения о том, что в карьерах обнаружены следы древних погребений.
На Южном Оленьем острове появились археологи. Поросшая лесом и кустарником площадка, окаймленная гранитом, оказалась большим древним кладбищем. Археологи исследовали могильник по всем правилам науки; все, что можно было, сфотографировали и записали на месте, а самое ценное вывезли для музеев. Выяснилось, что погребения — ровесники рисункам на скалах. Стоило археологам на полметра погрузиться в землю, как встретились следы красной охры—ею в этих местах первобытные люди посыпали покойников. Возле каждого скелета — набор предметов, которые могли пригодиться покойнику в царстве мертвых. В могилах раскопаны разнообразные орудия охоты и рыболовства: наконечники стрел и гарпунов, ножи, кинжалы, топоры, рыболовные крючки из кости и камня. Все они отделаны и украшены орнаментом. Кроме того, найдены резные фигурки людей, животных, подвески филигранной работы из медвежьих клыков и резцов лося. Обнаружено свыше семи тысяч предметов, изготовленных рукой человека. Они позволяют судить о быте людей того времени, о способах добывания пищи.
Украшения, в определенном порядке лежащие на скелете, дают представление об одежде. Из звериных шкур шили нечто похожее на кафтан и штаны. На ноги натягивалось что-то вроде чулок, сшитых из шкуры лося и отделанных нашивками из резцов этого же или другого зверя. На голове носили шапку, напоминающую капор, с отделкой из костяных пластинок.
Оставалось восстановить черты лица древнего обитателя Онего. По черепам, сохранившимся в Оленеостровском могильнике, известный советский антрополог М. М. Герасимов создал скульптурные портреты мужчин и женщин. У большинства жителей Карелии черты лица древнего европейца.
Созданные художниками неолита фигурки животных служили талисманами и амулетами, которые будто бы помогали добывать материальные блага — пищу, одежду, и должны были оберегать покойника от опасности. По всей вероятности, и назначение вырезанной из кости змеи такое же.
Зависимость человека от животных при жизни была так велика, что переселение в загробный мир не мыслилось без привычного окружения. Отсюда в могильнике амулеты и талисманы, связанные с животным миром Онего.
Благодаря «заботе» первобытных людей о благе умерших современная наука получила великолепный памятник материальной культуры неолита — Олене-островский могильник.
Онего. Б.Богословский, Ю.Георгиевский
Ленинград, 1969
Часто вместе с «известным камнем» местные жители откапывали кости человека, каменные и костяные предметы, но не придавали этому особого значения. Окрестив это место могильником, они продолжали по мере надобности его разрабатывать.
Петровский указ о сборе коллекций для Кунсткамеры, изданный 13 февраля 1718 г., надо полагать, до крестьян не дошел, а властям было ни к чему, что в том указе говорилось: «...если кто найдет в земле, или в воде какие старые вещи, а именно каменья, необыкновенные, кости человеческие, или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, какие у нас ныне есть, или и такие, да зело велики или малы перед обыкновенными, также какие старые надписи на каменьях...— такожь бы приносили, за что будет дованная дача».
Спустя два с лишним века на Оленеостровские карьеры явились люди другого времени — советские строители. Ученые Петрозаводска и Ленинграда получили сообщения о том, что в карьерах обнаружены следы древних погребений.
На Южном Оленьем острове появились археологи. Поросшая лесом и кустарником площадка, окаймленная гранитом, оказалась большим древним кладбищем. Археологи исследовали могильник по всем правилам науки; все, что можно было, сфотографировали и записали на месте, а самое ценное вывезли для музеев. Выяснилось, что погребения — ровесники рисункам на скалах. Стоило археологам на полметра погрузиться в землю, как встретились следы красной охры—ею в этих местах первобытные люди посыпали покойников. Возле каждого скелета — набор предметов, которые могли пригодиться покойнику в царстве мертвых. В могилах раскопаны разнообразные орудия охоты и рыболовства: наконечники стрел и гарпунов, ножи, кинжалы, топоры, рыболовные крючки из кости и камня. Все они отделаны и украшены орнаментом. Кроме того, найдены резные фигурки людей, животных, подвески филигранной работы из медвежьих клыков и резцов лося. Обнаружено свыше семи тысяч предметов, изготовленных рукой человека. Они позволяют судить о быте людей того времени, о способах добывания пищи.
Украшения, в определенном порядке лежащие на скелете, дают представление об одежде. Из звериных шкур шили нечто похожее на кафтан и штаны. На ноги натягивалось что-то вроде чулок, сшитых из шкуры лося и отделанных нашивками из резцов этого же или другого зверя. На голове носили шапку, напоминающую капор, с отделкой из костяных пластинок.
Оставалось восстановить черты лица древнего обитателя Онего. По черепам, сохранившимся в Оленеостровском могильнике, известный советский антрополог М. М. Герасимов создал скульптурные портреты мужчин и женщин. У большинства жителей Карелии черты лица древнего европейца.
Созданные художниками неолита фигурки животных служили талисманами и амулетами, которые будто бы помогали добывать материальные блага — пищу, одежду, и должны были оберегать покойника от опасности. По всей вероятности, и назначение вырезанной из кости змеи такое же.
Зависимость человека от животных при жизни была так велика, что переселение в загробный мир не мыслилось без привычного окружения. Отсюда в могильнике амулеты и талисманы, связанные с животным миром Онего.
Благодаря «заботе» первобытных людей о благе умерших современная наука получила великолепный памятник материальной культуры неолита — Олене-островский могильник.
Онего. Б.Богословский, Ю.Георгиевский
Ленинград, 1969