РУССКИЕ народные сказки ПУДОЖСКОГО края
Просмотров: 3893
Карелия: карельские сказки, Пудожский район, Авдеево, Рагнозеро, Тубозеро, Водла, Кубово, Колгостров, Колово, Навзима, Пудожский край
РУССКИЕ народные сказки ПУДОЖСКОГО края / Составители А. П. Разумова, Т. И. Сенькина / Петрозаводск Карелия 1982 366cтр
Принципы, которыми руководствовались составители при подготовке к изданию сборника «Русские народные сказки Пудожского края», аналогичны выработанным при составлении сборника «Русские народные сказки Карельского Поморья».
При работе над сборником использованы материалы научного Архива Карельского филиала АН СССР, записанные в Пудожском районе с 1932 по 1977 год включительно.
Отбирая тексты для публикации, составители стремились показать разнообразие сюжетов, зарегистрированных в Пудожье, представить сказки из самых разных уголков края, опубликовать тексты как талантливых сказочников с большим репертуаром, так и лучшие в художественном отношении сказки «рядовых» исполнителей.
В связи с тем, что записи сказок в Пудожском районе производились многочисленными собирателями на протяжении длительного времени, с различными целями и средствами записи, при отборе сказок для публикации обнаружилась неодинаковая степень точности фиксирования материала. Произведенная в сборнике унификация соответствует принципам, выработанным В. Я. Проппом при издании «Севернорусских сказок в записях А. И. Никифорова», где составителю пришлось столкнуться с аналогичного рода трудностями.
В сборнике публикуется пятьдесят текстов, расположенных по региональному принципу (по сельсоветам и населенным пунктам в алфавитном порядке). Внутри населенных пунктов сказки даны по исполнителям тоже в алфавитном порядке, а репертуар исполнителей по «Сравнительному указателю сюжетов. Восточнославянская сказка». По такому же принципу расположен материал и в описи, где кратко передано содержание неопубликованных сказок Пудожского края.
Географическое расположение материала в академических фольклорных сборниках встречается параллельно с сюжетным. Избранный в сборнике принцип распределения сказок по населенным пунктам нам кажется наиболее удобным в изучении многих теоретических проблем и, в частности, проблемы типологии исполнительского мастерства. Публикуемые тексты озаглавлены. Без скобок указаны названия сказок, данные исполнителями, в квадратных скобках — названия по Сравнительному указателю сюжетов.
В сборнике помимо текстов имеются: вступительная статья, где дана общая характеристика пудожской сказочной традиции; опись сказок Пудожья, хранящихся в научном Архиве Карельского филиала АН СССР; примечания к публикуемым текстам, содержащие некоторые наблюдения по пудожской сказке; список исполнителей; словарь местных слов.
СОДЕРЖАНИЕ
От составителей................................ 3
О сказочной традиции Пудожского края .... 5
АВДЕЕВСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ
АВДЕЕВО
1. Бур-хребер................................. 28
2. Про жену Светлану......................... -12
3. Tвой друг Любодей......................... 33
Ирина Павловна Перхина
4. Бычок смоляной бочок....................... 09
5. Солнце, Ветер н Месяц....................... 70
Никита Антонович Раминов
6. Про Петра................................... 73
МЕЛЕНТЬЕВО
Мария Ивановна Громова
7. Про царя Соломина........................... 77
Михаил Андреевич Павков
8. Зорька-молодец............................. 80
9. [Илья и Никола]............................ 89
РАГНОЗЕРО
Осип Иванович Дмитриев
10. Про богатыря царя Перегара................. 90
11. Про Бан-царицу, огненную колесницу .... 100
ТУБОЗЕРО
Никифор Васильевич Кигачев
12. Цыган и змей............................. 105
КАРШЕВСКИИ СЕЛЬСОВЕТ
РАНИНА ГОРА
РАНИНА ГОРА
Федор Михайлович Ефимов
13. Про Нестера.............................. 108
14. [О хитрых и ловких людях]............... 113
15. Про Улиту да Мнкиту..................... 118
КУБОВСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ
ВОДЛА
ВОДЛА
Матрена Федоровна Богданова
16. Девушка и мертвец.......................... 124
17. Про чудаков............................... 125
Мария Петровна Васюнова
18. Про мачеху и падчерицу.................... 127
Мария Акимовна Ковина
19. Про Иванушку-дурачка ...................... 130
КУБОВО
Вера Петровна Бычкова
20. Про кота и петуха......................... 133
КУГАНАВОЛОКСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ
КОЛГОСТРОВ
КОЛГОСТРОВ
М. М. Ушкова
21. Про Филиста .............................. 139
Г. ПУДОЖ
Василий Алексеевич Зайцев
22. Про царя Берендея........................... 145
Федор Федорович Кабренов
23. Медведь и лиса.............................. 150
24. Про волшебную мельницу...................... 152
25. Про старика и трех сыновей.................. 163
26. Страх-богатырь...............................168
27. Иван-царевич и Кощей бессмертный............ 180
28. Два брата, нужный и богатый................. 193
29. Два мастера: один золотых дел, другой деревянных ............................................ 195
Клавдия Ивановна Филимонова
30. [Лиса-нянька]................................200
ПУДОЖСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ
КОЛОВО
КОЛОВО
Евдокия Алексеевна Кокунова
31. Об Иване-запеченнике........................203
НАВЗИМА
Яков Васильевич Никитин
32. Андрей Первозванный.........................210
СТАРОЕ СИГОВО
Александр Андреевич Портнягин
33. [Царская собака]............................216
34. [В подводном царстве].......................218
ШАЛЬСКИИ СЕЛЬСОВЕТ
СЕМЕНОВО
СЕМЕНОВО
Екатерина Семеновна Журавлева
35. Про Ваньку-дурака да про попа..............222
Анна Михайловна Пашкова
36. Нёбо падёт.................................225
37. [За скалочку гусочку]......................227
38. Петушок и курушка........................231
39. Об ерше....................................233
40. Строй......................................235
41. Водиник и лесовик..........................239
Ирина Павловна Савинкова
42. Про мужика да бабицу.......................245
43. Про смсртушку..............................246
44. Впитый куидкж............................251
45. Ветср-вехорек . . ;........................254
46. Про кота-пахири............................257
47. Нужда да горе..............................259
48. Про попа...................................262
49. Про Фомушку................................267
50. Небылица...................................269
Сказочники Пудожского края ................273
Примечании .....................................277
О коллекций текстов сказок Пудожского района КАССР из Архива Карельского филиала АН СССР 286
Указатель сюжетов...............................353
Словарь местных слов............................360
О СКАЗОЧНОЙ ТРАДИЦИИ ПУДОЖСКОГО КРАЯ
Пудожский край издавна славится как сокровищница русского фольклора. Еще в шестидесятые—семидесятые годы прошлого века известные ученые и собиратели былин П. Н. Рыбников и А. Ф. Гильфердинг открыли здесь имена замечательных мастеров эпической поэзии. Наряду с былинами, песнями, причитаниями и другими жанрами богато представлена в Пудожском районе и народная сказочная традиция. Несомненно, что сказки п этих местах бытовали и в прошлом веке, и рапсе, но долгое время внимание ученых было сосредоточено на былинном эпосе, сказки же, как и другие жанры, почти не записывались'. Обследуя состояние былинной традиции Онежского края (куда входит и Пудожский район) в двадцатые годы XX века, Ю. М. Соколов в статье к изданию «Онежских былин» отмечал, что работа экспедиции была четко ограничена определенными, специальными задачами: «собиранием одного лишь былевого материала», но «...соблазн уклониться в сторону был чрезвычайно большой, так как в Онежском крае в полном расцвете разные фольклорные жанры, в том числе и сказочное творчество»1 2. Почти двадцать лет спустя, анализируя состояние сказочной традиции в Карелии, Н. П. Андреев также писал, что «Карело-Финская ССР богата сказками... сказки здесь жили и живут весьма интенсивной жизнью»3. На необычайное разнообразие фольклора Пудожья и, п частности, на наличие здесь сказок обратили внимание и участники экспедиций тридцатых годов, составители сборника «Былины Пудожского края» Г. Н. Парилова и А. Д. Соймонов, они заметили: «Здесь можно встретить исключительных сказочников с громадным репертуаром, мастеров народной песни, вопления и других творцов и исполнителей народного творчества»4. Однако до настоящего времени о пудожской сказке известно мало.
Систематическое собирание сказок в Пудожском крае по существу началось в советское время и продолжается до сих пор. Организационно собирание и изучение русского фольклора в Карелии в целом осуществлял Карельский научно-исследовательский институт культуры (КНИИК), ныне Институт языка, литературы, истории Карельского филиала Академии наук СССР (ИЯЛИ). В тридцатые годы, когда еще не было своих подготовленных кадров фольклористов, институт работал совместно с фольклорной комиссией при Институте этнографии Академии наук СССР (ныне сектор народного творчества Института русской литературы АН СССР. Пушкинский дом). Руководителями и участниками экспедиций по собиранию материала были сотрудники фольклорной комиссии. Большую научную н научноорганизационную работу в это и последующее время проводили ленинградские ученые-фольклористы—Марк Константинович Азадонский, Анна Михайловна Астахова, Николай Петрович Андреев
В 1937 году в Карельском научно-исследовательском институте культуры была создана самостоятльная фольклорная секция, работавшая в тесной связи с фольклорной комиссией АН СССР. Первыми се сотрудниками были выпускники Ленинградского государственного университета. С 1932 по 1977 год включительно в Пудожский район состоялось 35 фольклорных экспедиций. В 30-е годы, когда в основном еще продолжалось изучение состояния былинной традиции, собирательская работа проводилась в районе Купецкого озера, Шалы, Водлозера, частично Колодозера, Нигиж-мы, а также центра Сумозера, т. о. там, где уже побывали собиратели фольклора XIX и начала XX веков5 6. Одновременно е собиранием былин записывались и сказки; в общей сложности их оказалось не много °, но среди исполнителей были обнаружены незаурядные сказочники: Ирина Павловна Савинкова, Михаил Андреевич Павков, Федор Федорович Кабрсноп, Осип Иванович Дмитриев. Записать их богатый репертуар в то время не удалось. От О. И. Дмитриева, например, в Архиве Карельского филиала АН СССР хранится всего три сказки; вместе с тем имеется перечень известных ему сюжетов, которые, как оказалось позже, перенял и прекрасно сохранил в своей памяти его сын —Михаил Осипович Дмитриев. Уже в 70-е годы Т. И. Сенькина записала от М. О. Дмитриева двадцать больших по объему, преимущественно волшебных, сказок.
Более целенаправленно собирание пудожских сказок проводилось в сороковые и пятидесятые годы. Сотрудница ИЯЛИ А. В. Белованова записала сто двадцать полноценных текстов7, лучшие из них были отобраны для предполагавшегося сборника сказок Пудожского района, но составление его осталось незавершенным8. В 60—70-е годы район обследования сказочной традиции Пудожья был расширен, кроме вышеупомянутых мест дополнительно обследованы Кривецкий, Кубовский, Куганаволокский сельские советы. Активно в эти годы сказки собирали научные сотрудники сектора фольклора и этнографии ИЯЛИ — Н. А. Криничная, А. П. Разумова, Т. И. Сенькина, старшие лаборанты — В. П. Кузнецова, Т. С. Курец, а также работавшие в составе экспедиций ИЯЛИ студенты Петрозаводского государственного университета — М. Нигметова, О. Устинская и группа студентов Карельского государственного педагогического института под руководством доцента С. М. Лойтер. Записи этих лет составляют ббльшую часть пудожских сказок, хранящихся в Архиве Карельского филиала АН СССР (около пятисот текстов). В эти годы также были выявлены прекрасные мастера сказки, к ним относятся — Вера Петровна Бычкова из деревни Кубово, Евдокия Макаровна Левина из деревни Пота, Ирина Павловна Перхина и Михаил Осипович Дмитриев из деревни Авдеево, Мария Петровна Васюнова из Водлы и другие.
Среди публикаций русских сказок, записанных в Карелии в дореволюционное время, пудожским сказочникам было отведено самое минимальное место: две сказки, записанные П. II. Рыбниковым, опубликованы в его собрании «Песен»; один текст вошел в «Сборник великорусских сказок»
A. М. Смирнова; местный собиратель П. Шапжин опубликовал одну сказку в Олонецких губернских ведомостях, и сказка, записанная этнографом
B. Н. Харузиной, появилась в свое время в «Этнографическом обозрении». Эти тексты вместе со старыми записями из других районов бывшей Олонецкой губернии представлены в сборнике М. К. Азадонского «Русские сказки в Карелии» (старые записи)".