О СКАЗОЧНОЙ ТРАДИЦИИ ЗАОНЕЖЬЯ
Просмотров: 2572
Карелия: Нина Фёдоровна Онегина, Унелма Семеновна Конкка, карельские сказки, Заонежье, Заонежский полуостров, Ирина Андреевна Федосова, Трофим Григорьевич Рябинин, Василий Петрович Щеголенка, Кузьмы Иванович Романов, Андрей Васильевич Сарафанов, Терентий Иевлева,
ЗаонежСкий полуостров, находящийся в северной части Онежского озера, приобрел мировую известность благодаря уникальным памятникам деревянного зодчества. Кижский ансамбль — воплощение поистине высокой культуры его создателей. Умелыми руками заонежских мастеров-художников соЗДавались просторные добротные жилища, украшенные деревянным кружевом, изготовлялась прочная и изящная резная мебель, строились быстроходные красавицы лодки-кижанки. Высокого расцвета достигли в Заонежье декоративно-прикладное искусство и ремесла.
Но это лишь одно из проявлений народного духа.
«Исландию русского эпоса» открыли в Карелии ученые-фольклористы П. Н. Рыбников и А. Ф. Гильфердинг, впервые записав в Заонежье в 60—70-е годы XIX века высокохудожественные образцы былин.
Широкую известность получили имена выдающихся заонежских мастеров устного слова — Трофима Григорьевича Рябинина, Василия Петровича Щеголенка, Кузьмы Ивановича Романова, Андрея Васильевича Сарафанова, Терентия Иевлева и других хранителей вековых традиций русского эпоса. Талантом заонежской вопленицы И. А. Федосовой восхищались Н. А. Некрасов, А. М. Горький, Ф. И. Шаляпин.
С былин и причитаний началось знакомство русской общественности с поэтическим творчеством Карельского края. От первооткрывателей местного фольклора мы знаем и о распространенности сказок в Карелии, которые, однако, еще долго оставались не записанными. М. К. Азадовский отмечал: «Сказка представлялась менее Значительным жанром по сравнению с эпической поэзией, жанром, который отражает только личное творчество и не выражает начал общенародных» (Аз., с. 8). Постепенно взгляд на природу и сущность сказки, на ее общественную значимость менялся.
Подъем интереса к народному творчеству в России наблюдается с 60—80-х годов XIX века. Подлинно народную сказку нач*ал собирать В. И. Даль, и его коллекция, как известно, легла в основу знаменитого собрания А. Н. Афанасьева (1855—1863). Вслед за ним была издана целая серия фольклорных сборников И. Худякова, А. Эрленвейна, Е. Чудинского, П. Ефименко, М. Колосова, Д. Садовникова. Усилиями передовой демократической русской интеллигенции стали закладываться основы научной фольклористики.
В начале нашего века выдвигается требование не только к фиксированию сказочного сюжета, но и к точной фонетической записи, обращается внимание на индивидуальное творчество сказочников, изучаются их биографии (Ончуков, Зеленин, Соколовы, Никифоров, Азадовский), в собирательскую деятельность вносится принцип некоторой планомерности.
' .
Однако все еще были скудны и отрывочны сведения о русской сказке Карелии. Заонежская сказка в то время и вовсе оставалась малоизвестной. Было опубликовано немногим более десятка текстов в разрозненных изданиях С. В. Максимовым, П. Н. Рыбниковым, М. А. Колосовым, С. Лосевым, Г. МинорсИим, В. Н. Харузиной3. Несколько позже П. Коренным был издан сборник «ЗЯонежские сказки» (Петрозаводск, 1918), в который вошло всего 12 текстов.
Переломным моментом для севернорусского сказочного эпоса стал сборник Н. Е, Ончукова «Северные сказки» (СПб., 1908). Это было первое крупное издание, где записями А. А. Шахматова, Н. Е. Ончукова, Д. Георгиевского и М. М. Пришвина представлена дореволюционная сказочная проза Карелии.
Можно считать большой удачей, что в 1884 году Заонежье посетил академик А. А. Шахматов. Он приехал в Карелию не как фольклорист, а как исследователь языка, поэтому сказки, фонетически точно записанные им, особенно ценны для научного изучения языковых и стилевых особенностей локальной сказочной традиции. Записи же Н. Е. Ончукова охватывают в основном Архангельскую губернию, в Карелии он пробыл сравнительно недолго, и, по его собственному признанию, олонецкие записи носят «случайный характер» (Онч., с. XVII). Заонежских скдзок в его сборнике 44, из них 25 записаны Шахматовым. Ориентируясь на современное административное деление, отметим, что Шахматов охватил 4 сельских Совета: Шуньгский, Толвуйский, Великонивский, Великогубский. Н. Е. Ончуков записал 10 текстов в деревнях Шуньгского сельсовета и 2 текста в Повенце. В сбор-
ник включены еще 7 текстов, записанные М. М. Пришвиным в Морской Масельге, через которую по Сумскому тракту ежегодно ездили на Шуньгскую ярмарку поморы и выговерцы.
Планомерный сбор и изучение материала осуществились лишь в советское время.
В 1926 году одновременно с московской экспедицией Государственной академии художественных наук, собиравшей былины в Заонежском и Пудожском районах, на Шуньгский полуостров была направлена комплексная экспедиция из Ленинграда, организованная Государственным институтом истории искусств с целью собирания и изучения всех видов народного творчества, в том числе сказок. Одной из участниц экспедиции (И. В. Карнауховой) было записано около 200 сказок, хранящихся ныне в рукописном отделе Пушкинского дома 4. Из этого фонда в сборнике «Сказки и предания Северного края»5 опубликовано 169 текстов, заонежских — 64. - Экспедиции 1926—1928 годов в Заонежье, на Пинегу и Мезень стали значительным событием в истории собирания и изучения русской сказки Севера, в том числе Карелии. Особо следует отметить заслуги видного фольклориста А. И. Никифорова. Его коллекция, сказок по числу записей превышает собрание А. Н. Афанасьева, т. е. является самой крупной в стране6. Из нее в сборнике «Севернорусские сказки в записях А. И. Никифорова» опубликована 131 сказка, в том числе заонежских — 38 (в описи по Заонежью 170 вариантов).
Сотрудники Карельского научно-исследовательского института начали вести записи фольклора в Заонежье с момента его организации7. Первые записи сказок сделаны в 1932—1938 годах собирателями Н. Н. Тяпонкиной, М. Б. Каминской, А. Д. Соймоновым, М. А. Ивановой, Е. П. Родиной от известных сказителей: П. И. Рябинина-Андреева, П. Г. Горшкова, В. В. Амосова, М. Е. Самылина и от ряда других (см.: АКФ 68—70; 72—74)8.
Затем почти два десятилетия, во время войны и в послевоенные годы, фольклор на Шуньгском полуострове не записывался.
В 1956—1957 годах экспедиция МГУ под руководством Э. В. Померанцевой привезла из Заонежья более полусотни сказок (АКФ 79).
Сотрудниками ИЯЛИ Карельского филиала АН СССР (Н. Ф. Онегиной, А. Т. Пакконен, Э. П. Кемпинен, В. П. Кузнецовой, Т. И. Сенькиной) удалось в 1980—1983 годах записать на территории Заонежского полуострова, наряду с другими фольклорными произведениями, 97 сказок (см.: АКФ 142, 147, 148, 160—162).
Итак, известно 170 опубликованных заонежских текстов, неизданных — 4239. Если иметь в виду еще некоторую часть сказочной прозы, не укладывающейся в типовые схемы сюжетоуказателя, то можно считать, что имеется в наличии более 600 текстов 10 * 12.
Общее количество исполнителей сказок по Заонежью—166 человек.
Отметим их возрастной состав:
Почти половина текстов записана от сказочников в возрасте от 50 лет и старше. В 40—80-е годы почти нет записей от детей, в то'время как А. И. Никифоров в 1926 году записал сказки от 30 человек в возрасте до 16 лет. Большая часть записей сделана от женщин.
Сказочный репертуар Заонежья разнообразен. Традиционных сюжетов обнаружено 31618 , из них о животных — 32, волшебных—93, легендарных—14, новеллистических—38, сказок-анекдотов—139. ,
Как видим, наибольшее количество сюжетов приходится на сказку-анекдот, на втором месте оказывается волшебная сказка, затем — Новеллистическая и о животных, менее всего отражена сказка легендарной типа.
Наибольший интерес вызывает волшебная сказка, широко распространенная в Заонежье. Здесь имеются сюжеты с архаическими мотивами: «Чудесное бегство» —СУС 313 А,В.С (13)14, «Медведь и три сестры»—СУС 311 (9). <Из сказок о чудесном, супруге отметим: «Амур и Психея»—СУС 425 А (5), «Аленький цветочек» — СУС 425 С (3). 1C ним примыкают единичные записи сюжетов: «Муж-рак» — СУС 440, «Царь-девица» — СУС 400а, «Муж ищет исчезнувшую жену» — СУС 400». Типичны для «За-онежья сказки, отражающие мотивы спасения от ведьмы: «Брат и сестра у ведьмы»—СУС 327 А (4), «Бегство от ведьмы» — СУС 313 Н* (4), «Бычок-спаситель» — СУС 314 А* (3), «Сестра отправляется искать своего брата» — СУС 480* karel.su (3). В един-, ственном варйанте встретился сюжет из этого цикла «Чудесное бегство с помощью коня» — СУС 314.
Среди волшебных сказок 1 особенно популярны героические сказки, в первую очередь сюжеты о змееборцах: «Три подземных царства» — СУС 301 А,В (9), «Победитель змея»—СУС 300» (6). Достаточно распространены сказки о добывании невесты: «Сивко-Бурко» — СУС 530 (8), «Девушка, встающая из гроба»—СУС 30? (4), «Смерть Кащея в яйце» —СУС 302t (4),' «Солдат находит исчезнувшую царевну» — СУС 301 D* (3). Сюда примыкают встречающиеся в единственной записи, редкие для изучаемого региона сюжеты, отражающие борьбу за царевну: «Летучий корабль» —СУС 513 В, «Слепой и безногий» — СУС 519, «Благодарный мертвец» —СУС 507. Цикл героических сказок о добывании диковинок также зафиксирован в репертуаре сказочников Заонежья: «Молодильные яблоки» —СУС 551 (4), «Конек-горбунок» — СУС 531 (4), «Царевич и серый волк» —
СУС 550 (3).
Широко известны в Заонежье сказки с семейным конфликтом, и прежде всего о мачехе и падчерице: «Игра в жмурки с медведем» (9), «Морозко» (7), «Пряхи у проруби» (3) —СУС 480, «Золушка» —СУС 510 А (7), «Чудесная корова» —СУС 511 (4), «Звериное молоко» — СУС 315 (6), «Братец и сестрица»— СУС 450 (7), «Безручка» — СУС 706 (9), «Чудесные дети»— СУС 707 (4). Из редких вариантов сказок о невинно гонимых отметим сюжеты: «Братья-вороны» — СУС 451, «Девушка на службе у ведьмы» — СУС 428, «Мать-рысь»—СУС 409, «Подмененная царевна» —СУС 533, «Царевна-служанка» — СУС 437 и —533**.
Из волшебных сказок с социальным конфликтом наиболее распространены те, в, которых раскрываются коллизии богач/бед-няк; царь/зять — простой мужик; царь/жена бедняка: «Жерновок»—СУС 715 (7), «По щучьему велению»—СУС 675 (6), «Красавица жена»—СУС 465 А (5). Редкие варианты из данного цикла: «Чудесные дары» — СУС 563, «Две доли» — СУС 735, «Правда и Кривда» —СУС 613, «Поручение на тот свет» — СУС 465 С. Обнаружен единственный русский вариант сюжета «Змеиный камень» — СУС — 674*, записанный в 1980 году от даровитого великогубского сказочника Н. С. Чиркина.
Сюжеты сказок-анекдотов по количеству, как уже говорилось, стоят на первом месте. Судя по материалам Заонежья, наиболее распространенные из них следует отнести к разряду бытовых сказок. По классификации Ю. И. Юдина15 16, это сказки о шутах: «Шут» — СУС 1539 (9) обычно контаминирует с сюжетом 1537—«Мертвое тело» (7), «Бегство от дурака» — СУС 1132 (9), «Дурак, его братья и разбойники» — СУС 1653 (6), «Набитый дурак» — СУС 1696 (4); о хитроумных и ловких людях: «Ловкий вор» —СУС 1525 А (5), 1526 D (2), 1525 Р (2), «Кража под песню» — СУС 1525 L* (4), «Покойница-воровка» — СУС 1536 А (4), «Знахарь» — СУС 1641 (5), «Баба хуже черта»— СУС 1363 (4); о глупых, упрямых, неумелых и неверных супругах: «Злая жена в яме» — СУС 1164 (6), «Упрямая жена»— СУС 1365 А, С (4), «Николай Дупленский» — СУС 1380 (3); о служителях церкви: «Поп, дьякоц и дьячок у красавицы» — СУС 1730 (5), «Влюбленный поп» —СУС 1725 (4), «Как поп телился» — СУС 1739 (4).
В единичных записях существует очень большое количество анекдотических сюжетов, перечисление которых в статье мы вынуждены опустить16. Некоторые сюжеты, редкие в общерусской традиции, но обнаруженные на Шуньгском полуострове, включены в сборник: СУС 1228 «Глупцы стреляют из ружья» (сб., № 13), СУС 1275 «Глупцы оставляют сани оглоблями туда, куда едут» (сб.,'№ 14), СУС—1277*"' «Делают колокол из лык» (сб., № 15), СУС 1371**. «Ленивая жена» (сб., № 17).
От сказочников Заонежья, наряду с анекдотами, записано немало новеллистических сюжетов, характерных в основном для мужского репертуара.
Наиболее распространенные новеллистические сказки: «Невестины загадки» — СУС 921 (4), «Жених-разбойник» — СУС
955 (4), «Солдат и царевна» — СУС—855* .(4), «Куда тратятся деньги» — СУС 921 А (3), «Беззаботный монастырь» — СУС 922 (3), «Дядя и племянник»—СУС 950 (3). По два варианта записано на следующие сюжеты: «Спор о верности жены»—СУС 882, «Купленная жена» — СУС 887 А*, «Оклеветанная девушка» — СУС 883 А, «Три добрых совета» — СУС 910 В, «Укрощение строптивой»— СУС 901, «Марко Богатый» — СУС 930 А, «Солдат-генерал»— СУС 880*, «Солдат и царь» — СУС 952. Особо редкий сюжет в общерусской традиции — «Хитрая девушка» — СУС 883 В, он зафиксирован дважды и только в Заонежье (сб., № 60).
10
Из легендарных сюжетов, бытующих в изучаемой местности, отметим следующие: «Золотое стремечко» — СУС 790*, «Кто съел просвирку?» — СУС 785, «Старик и смерть» — СУС 845, «Мужик на божьем месте» — СУС 800. Легендарные сказки записывались мало, но, видимо, довольно широко бытовали. И с этой точки зрения заонежский материал представляет большой интерес. Например, сюжет «Глухой заместитель бога» имеется в указателе в двух вариантах — польском и русском. Наш текст (сб., № 10) дополнил этот раздел. Именно в репертуаре Заонежья обнаружились и другие редкие в общерусской традиции легендарные сказки: «Старец и крестьянин» — СУС—845 В*, «Один грех влечет за собой другие» — СУС 839, «Клад не дается в руки тому, кому он не предназначен» — СУС 834, «Черт-жених» — СУС 810 А*, «Кумова кровать» — СУС 756 В.
Русская сказка о животных в Заонежье не отличается ни особым разнообразием, ни количеством записей.
Наиболее характерные сюжеты о животных: «За скалочку — гусочку» — СУС 170 (11), обычно в контаминации с сюжетом «Звери в санях у старушки» — СУС 158 (9), «Глиняный Иванушка» — СУС 2028 = АА 333* В (8).
Довольно известны сказки: «Кот, петух и лиса» — СУС 61 В (7), «Звери бегут от кончины мира» СУС 20 С (6), «Лиса крадет рыбу с саней» — СУС 1 (5), «Волк у проруби»—СУС 2 (4), «Волк и козлята»—СУС 123 (4), «Дед, баба и волк»—СУС 162 (4), «Смерть петушка»—СУС 2021 =АА 241 I (4), «Звери в яме» — СУС 20 (3), «Медведь на липовой ноге» —СУС 161 А* (3), «Медведь и старуха» — СУС 161 А** (3), «Пение волка»—СУС 163 (3).
В единичной записи встретились следующие сюжеты: «Битый небитого везет» —СУС 4, «Пожирание собственных внутренностей»— СУС 21, «Лиса-нянька» — СУС 37, «Волк в гостях у собаки» —СУС 100, «Волк-дурень» — СУС 122 А, «Зимовье животных» — СУС 130, 130 А,В, «Мужик, медведь, лиса и слепень»— СУС 152, «Мужик, медведь и лиса» — СУС 154, «Ерш Ершович» — СУС 254**, «Пузырь, соломинка и лапоть» — СУС 295. В силу особых природных и бытовых условий Карелия сохранила рассказы о животных, связанные с древними верованиями и представлениями. Таков сюжет «Медведь захватывает девушку» (СУС—179*, сб., № 28), представленный в нашем материале тремя варийнтами. (Ни одного русского текста под этим индексом не зарегистрировано в указателе: СУС, с. 83.)
У. С. Конкка, исследователь карельского фольклора, отмечает, что у карел еще в прошлом веке бытовала масса этиологических рассказов о различных свойствах и особенностях зверей, птиц, рыб 17. Некоторые сказки о животных, записанные Э. Лённротом в 1842 году от северных вепсов, тоже имеют этиологические концовки. Однако в Заонежье чаще встречаются просто Забавные, а порою поучительные рассказы о животных.
Сказки заонежья / составитель Н. Ф. Онегина/ Петрозаводск Карелия 1986 cтр 5-12
Но это лишь одно из проявлений народного духа.
«Исландию русского эпоса» открыли в Карелии ученые-фольклористы П. Н. Рыбников и А. Ф. Гильфердинг, впервые записав в Заонежье в 60—70-е годы XIX века высокохудожественные образцы былин.
Широкую известность получили имена выдающихся заонежских мастеров устного слова — Трофима Григорьевича Рябинина, Василия Петровича Щеголенка, Кузьмы Ивановича Романова, Андрея Васильевича Сарафанова, Терентия Иевлева и других хранителей вековых традиций русского эпоса. Талантом заонежской вопленицы И. А. Федосовой восхищались Н. А. Некрасов, А. М. Горький, Ф. И. Шаляпин.
С былин и причитаний началось знакомство русской общественности с поэтическим творчеством Карельского края. От первооткрывателей местного фольклора мы знаем и о распространенности сказок в Карелии, которые, однако, еще долго оставались не записанными. М. К. Азадовский отмечал: «Сказка представлялась менее Значительным жанром по сравнению с эпической поэзией, жанром, который отражает только личное творчество и не выражает начал общенародных» (Аз., с. 8). Постепенно взгляд на природу и сущность сказки, на ее общественную значимость менялся.
Подъем интереса к народному творчеству в России наблюдается с 60—80-х годов XIX века. Подлинно народную сказку нач*ал собирать В. И. Даль, и его коллекция, как известно, легла в основу знаменитого собрания А. Н. Афанасьева (1855—1863). Вслед за ним была издана целая серия фольклорных сборников И. Худякова, А. Эрленвейна, Е. Чудинского, П. Ефименко, М. Колосова, Д. Садовникова. Усилиями передовой демократической русской интеллигенции стали закладываться основы научной фольклористики.
В начале нашего века выдвигается требование не только к фиксированию сказочного сюжета, но и к точной фонетической записи, обращается внимание на индивидуальное творчество сказочников, изучаются их биографии (Ончуков, Зеленин, Соколовы, Никифоров, Азадовский), в собирательскую деятельность вносится принцип некоторой планомерности.
' .
Однако все еще были скудны и отрывочны сведения о русской сказке Карелии. Заонежская сказка в то время и вовсе оставалась малоизвестной. Было опубликовано немногим более десятка текстов в разрозненных изданиях С. В. Максимовым, П. Н. Рыбниковым, М. А. Колосовым, С. Лосевым, Г. МинорсИим, В. Н. Харузиной3. Несколько позже П. Коренным был издан сборник «ЗЯонежские сказки» (Петрозаводск, 1918), в который вошло всего 12 текстов.
Переломным моментом для севернорусского сказочного эпоса стал сборник Н. Е, Ончукова «Северные сказки» (СПб., 1908). Это было первое крупное издание, где записями А. А. Шахматова, Н. Е. Ончукова, Д. Георгиевского и М. М. Пришвина представлена дореволюционная сказочная проза Карелии.
Можно считать большой удачей, что в 1884 году Заонежье посетил академик А. А. Шахматов. Он приехал в Карелию не как фольклорист, а как исследователь языка, поэтому сказки, фонетически точно записанные им, особенно ценны для научного изучения языковых и стилевых особенностей локальной сказочной традиции. Записи же Н. Е. Ончукова охватывают в основном Архангельскую губернию, в Карелии он пробыл сравнительно недолго, и, по его собственному признанию, олонецкие записи носят «случайный характер» (Онч., с. XVII). Заонежских скдзок в его сборнике 44, из них 25 записаны Шахматовым. Ориентируясь на современное административное деление, отметим, что Шахматов охватил 4 сельских Совета: Шуньгский, Толвуйский, Великонивский, Великогубский. Н. Е. Ончуков записал 10 текстов в деревнях Шуньгского сельсовета и 2 текста в Повенце. В сбор-
ник включены еще 7 текстов, записанные М. М. Пришвиным в Морской Масельге, через которую по Сумскому тракту ежегодно ездили на Шуньгскую ярмарку поморы и выговерцы.
Планомерный сбор и изучение материала осуществились лишь в советское время.
В 1926 году одновременно с московской экспедицией Государственной академии художественных наук, собиравшей былины в Заонежском и Пудожском районах, на Шуньгский полуостров была направлена комплексная экспедиция из Ленинграда, организованная Государственным институтом истории искусств с целью собирания и изучения всех видов народного творчества, в том числе сказок. Одной из участниц экспедиции (И. В. Карнауховой) было записано около 200 сказок, хранящихся ныне в рукописном отделе Пушкинского дома 4. Из этого фонда в сборнике «Сказки и предания Северного края»5 опубликовано 169 текстов, заонежских — 64. - Экспедиции 1926—1928 годов в Заонежье, на Пинегу и Мезень стали значительным событием в истории собирания и изучения русской сказки Севера, в том числе Карелии. Особо следует отметить заслуги видного фольклориста А. И. Никифорова. Его коллекция, сказок по числу записей превышает собрание А. Н. Афанасьева, т. е. является самой крупной в стране6. Из нее в сборнике «Севернорусские сказки в записях А. И. Никифорова» опубликована 131 сказка, в том числе заонежских — 38 (в описи по Заонежью 170 вариантов).
Сотрудники Карельского научно-исследовательского института начали вести записи фольклора в Заонежье с момента его организации7. Первые записи сказок сделаны в 1932—1938 годах собирателями Н. Н. Тяпонкиной, М. Б. Каминской, А. Д. Соймоновым, М. А. Ивановой, Е. П. Родиной от известных сказителей: П. И. Рябинина-Андреева, П. Г. Горшкова, В. В. Амосова, М. Е. Самылина и от ряда других (см.: АКФ 68—70; 72—74)8.
Затем почти два десятилетия, во время войны и в послевоенные годы, фольклор на Шуньгском полуострове не записывался.
В 1956—1957 годах экспедиция МГУ под руководством Э. В. Померанцевой привезла из Заонежья более полусотни сказок (АКФ 79).
Сотрудниками ИЯЛИ Карельского филиала АН СССР (Н. Ф. Онегиной, А. Т. Пакконен, Э. П. Кемпинен, В. П. Кузнецовой, Т. И. Сенькиной) удалось в 1980—1983 годах записать на территории Заонежского полуострова, наряду с другими фольклорными произведениями, 97 сказок (см.: АКФ 142, 147, 148, 160—162).
Итак, известно 170 опубликованных заонежских текстов, неизданных — 4239. Если иметь в виду еще некоторую часть сказочной прозы, не укладывающейся в типовые схемы сюжетоуказателя, то можно считать, что имеется в наличии более 600 текстов 10 * 12.
Общее количество исполнителей сказок по Заонежью—166 человек.
Отметим их возрастной состав:
до 16 лет —34 человека от 16 до 20 —10 »
» 20 до 50—34 »
» 50 до 60 -21 »
» 60 до 70—30 »
старше 70 лет —25 »
возраст неизвестен —12 человек.
'» 20 до 50—34 »
» 50 до 60 -21 »
» 60 до 70—30 »
старше 70 лет —25 »
возраст неизвестен —12 человек.
Почти половина текстов записана от сказочников в возрасте от 50 лет и старше. В 40—80-е годы почти нет записей от детей, в то'время как А. И. Никифоров в 1926 году записал сказки от 30 человек в возрасте до 16 лет. Большая часть записей сделана от женщин.
Сказочный репертуар Заонежья разнообразен. Традиционных сюжетов обнаружено 31618 , из них о животных — 32, волшебных—93, легендарных—14, новеллистических—38, сказок-анекдотов—139. ,
Как видим, наибольшее количество сюжетов приходится на сказку-анекдот, на втором месте оказывается волшебная сказка, затем — Новеллистическая и о животных, менее всего отражена сказка легендарной типа.
Наибольший интерес вызывает волшебная сказка, широко распространенная в Заонежье. Здесь имеются сюжеты с архаическими мотивами: «Чудесное бегство» —СУС 313 А,В.С (13)14, «Медведь и три сестры»—СУС 311 (9). <Из сказок о чудесном, супруге отметим: «Амур и Психея»—СУС 425 А (5), «Аленький цветочек» — СУС 425 С (3). 1C ним примыкают единичные записи сюжетов: «Муж-рак» — СУС 440, «Царь-девица» — СУС 400а, «Муж ищет исчезнувшую жену» — СУС 400». Типичны для «За-онежья сказки, отражающие мотивы спасения от ведьмы: «Брат и сестра у ведьмы»—СУС 327 А (4), «Бегство от ведьмы» — СУС 313 Н* (4), «Бычок-спаситель» — СУС 314 А* (3), «Сестра отправляется искать своего брата» — СУС 480* karel.su (3). В един-, ственном варйанте встретился сюжет из этого цикла «Чудесное бегство с помощью коня» — СУС 314.
Среди волшебных сказок 1 особенно популярны героические сказки, в первую очередь сюжеты о змееборцах: «Три подземных царства» — СУС 301 А,В (9), «Победитель змея»—СУС 300» (6). Достаточно распространены сказки о добывании невесты: «Сивко-Бурко» — СУС 530 (8), «Девушка, встающая из гроба»—СУС 30? (4), «Смерть Кащея в яйце» —СУС 302t (4),' «Солдат находит исчезнувшую царевну» — СУС 301 D* (3). Сюда примыкают встречающиеся в единственной записи, редкие для изучаемого региона сюжеты, отражающие борьбу за царевну: «Летучий корабль» —СУС 513 В, «Слепой и безногий» — СУС 519, «Благодарный мертвец» —СУС 507. Цикл героических сказок о добывании диковинок также зафиксирован в репертуаре сказочников Заонежья: «Молодильные яблоки» —СУС 551 (4), «Конек-горбунок» — СУС 531 (4), «Царевич и серый волк» —
СУС 550 (3).
Широко известны в Заонежье сказки с семейным конфликтом, и прежде всего о мачехе и падчерице: «Игра в жмурки с медведем» (9), «Морозко» (7), «Пряхи у проруби» (3) —СУС 480, «Золушка» —СУС 510 А (7), «Чудесная корова» —СУС 511 (4), «Звериное молоко» — СУС 315 (6), «Братец и сестрица»— СУС 450 (7), «Безручка» — СУС 706 (9), «Чудесные дети»— СУС 707 (4). Из редких вариантов сказок о невинно гонимых отметим сюжеты: «Братья-вороны» — СУС 451, «Девушка на службе у ведьмы» — СУС 428, «Мать-рысь»—СУС 409, «Подмененная царевна» —СУС 533, «Царевна-служанка» — СУС 437 и —533**.
Из волшебных сказок с социальным конфликтом наиболее распространены те, в, которых раскрываются коллизии богач/бед-няк; царь/зять — простой мужик; царь/жена бедняка: «Жерновок»—СУС 715 (7), «По щучьему велению»—СУС 675 (6), «Красавица жена»—СУС 465 А (5). Редкие варианты из данного цикла: «Чудесные дары» — СУС 563, «Две доли» — СУС 735, «Правда и Кривда» —СУС 613, «Поручение на тот свет» — СУС 465 С. Обнаружен единственный русский вариант сюжета «Змеиный камень» — СУС — 674*, записанный в 1980 году от даровитого великогубского сказочника Н. С. Чиркина.
Сюжеты сказок-анекдотов по количеству, как уже говорилось, стоят на первом месте. Судя по материалам Заонежья, наиболее распространенные из них следует отнести к разряду бытовых сказок. По классификации Ю. И. Юдина15 16, это сказки о шутах: «Шут» — СУС 1539 (9) обычно контаминирует с сюжетом 1537—«Мертвое тело» (7), «Бегство от дурака» — СУС 1132 (9), «Дурак, его братья и разбойники» — СУС 1653 (6), «Набитый дурак» — СУС 1696 (4); о хитроумных и ловких людях: «Ловкий вор» —СУС 1525 А (5), 1526 D (2), 1525 Р (2), «Кража под песню» — СУС 1525 L* (4), «Покойница-воровка» — СУС 1536 А (4), «Знахарь» — СУС 1641 (5), «Баба хуже черта»— СУС 1363 (4); о глупых, упрямых, неумелых и неверных супругах: «Злая жена в яме» — СУС 1164 (6), «Упрямая жена»— СУС 1365 А, С (4), «Николай Дупленский» — СУС 1380 (3); о служителях церкви: «Поп, дьякоц и дьячок у красавицы» — СУС 1730 (5), «Влюбленный поп» —СУС 1725 (4), «Как поп телился» — СУС 1739 (4).
В единичных записях существует очень большое количество анекдотических сюжетов, перечисление которых в статье мы вынуждены опустить16. Некоторые сюжеты, редкие в общерусской традиции, но обнаруженные на Шуньгском полуострове, включены в сборник: СУС 1228 «Глупцы стреляют из ружья» (сб., № 13), СУС 1275 «Глупцы оставляют сани оглоблями туда, куда едут» (сб.,'№ 14), СУС—1277*"' «Делают колокол из лык» (сб., № 15), СУС 1371**. «Ленивая жена» (сб., № 17).
От сказочников Заонежья, наряду с анекдотами, записано немало новеллистических сюжетов, характерных в основном для мужского репертуара.
Наиболее распространенные новеллистические сказки: «Невестины загадки» — СУС 921 (4), «Жених-разбойник» — СУС
955 (4), «Солдат и царевна» — СУС—855* .(4), «Куда тратятся деньги» — СУС 921 А (3), «Беззаботный монастырь» — СУС 922 (3), «Дядя и племянник»—СУС 950 (3). По два варианта записано на следующие сюжеты: «Спор о верности жены»—СУС 882, «Купленная жена» — СУС 887 А*, «Оклеветанная девушка» — СУС 883 А, «Три добрых совета» — СУС 910 В, «Укрощение строптивой»— СУС 901, «Марко Богатый» — СУС 930 А, «Солдат-генерал»— СУС 880*, «Солдат и царь» — СУС 952. Особо редкий сюжет в общерусской традиции — «Хитрая девушка» — СУС 883 В, он зафиксирован дважды и только в Заонежье (сб., № 60).
10
Из легендарных сюжетов, бытующих в изучаемой местности, отметим следующие: «Золотое стремечко» — СУС 790*, «Кто съел просвирку?» — СУС 785, «Старик и смерть» — СУС 845, «Мужик на божьем месте» — СУС 800. Легендарные сказки записывались мало, но, видимо, довольно широко бытовали. И с этой точки зрения заонежский материал представляет большой интерес. Например, сюжет «Глухой заместитель бога» имеется в указателе в двух вариантах — польском и русском. Наш текст (сб., № 10) дополнил этот раздел. Именно в репертуаре Заонежья обнаружились и другие редкие в общерусской традиции легендарные сказки: «Старец и крестьянин» — СУС—845 В*, «Один грех влечет за собой другие» — СУС 839, «Клад не дается в руки тому, кому он не предназначен» — СУС 834, «Черт-жених» — СУС 810 А*, «Кумова кровать» — СУС 756 В.
Русская сказка о животных в Заонежье не отличается ни особым разнообразием, ни количеством записей.
Наиболее характерные сюжеты о животных: «За скалочку — гусочку» — СУС 170 (11), обычно в контаминации с сюжетом «Звери в санях у старушки» — СУС 158 (9), «Глиняный Иванушка» — СУС 2028 = АА 333* В (8).
Довольно известны сказки: «Кот, петух и лиса» — СУС 61 В (7), «Звери бегут от кончины мира» СУС 20 С (6), «Лиса крадет рыбу с саней» — СУС 1 (5), «Волк у проруби»—СУС 2 (4), «Волк и козлята»—СУС 123 (4), «Дед, баба и волк»—СУС 162 (4), «Смерть петушка»—СУС 2021 =АА 241 I (4), «Звери в яме» — СУС 20 (3), «Медведь на липовой ноге» —СУС 161 А* (3), «Медведь и старуха» — СУС 161 А** (3), «Пение волка»—СУС 163 (3).
В единичной записи встретились следующие сюжеты: «Битый небитого везет» —СУС 4, «Пожирание собственных внутренностей»— СУС 21, «Лиса-нянька» — СУС 37, «Волк в гостях у собаки» —СУС 100, «Волк-дурень» — СУС 122 А, «Зимовье животных» — СУС 130, 130 А,В, «Мужик, медведь, лиса и слепень»— СУС 152, «Мужик, медведь и лиса» — СУС 154, «Ерш Ершович» — СУС 254**, «Пузырь, соломинка и лапоть» — СУС 295. В силу особых природных и бытовых условий Карелия сохранила рассказы о животных, связанные с древними верованиями и представлениями. Таков сюжет «Медведь захватывает девушку» (СУС—179*, сб., № 28), представленный в нашем материале тремя варийнтами. (Ни одного русского текста под этим индексом не зарегистрировано в указателе: СУС, с. 83.)
У. С. Конкка, исследователь карельского фольклора, отмечает, что у карел еще в прошлом веке бытовала масса этиологических рассказов о различных свойствах и особенностях зверей, птиц, рыб 17. Некоторые сказки о животных, записанные Э. Лённротом в 1842 году от северных вепсов, тоже имеют этиологические концовки. Однако в Заонежье чаще встречаются просто Забавные, а порою поучительные рассказы о животных.
Сказки заонежья / составитель Н. Ф. Онегина/ Петрозаводск Карелия 1986 cтр 5-12