СБОРНИК ЧАСТУШЕК, ЗАПИСАННЫХ В КАРЕЛО-ФИНСКОЙ ССР
Просмотров: 1981
Карелия: карельская частушка, Кирилл Васильевич Чистов, Пудожский район, Шелтозерский район, Рыбрека, Импилахти, Лахденпохья, Кондопога, станция Суна
Мы по-новому живем, песни новые поем : Сборник частушек, записанных в Карело-Финской ССР / Сост. К. В. Чистов ; Ин-т истории, языка и литературы Карело-Фин. филиала Акад. наук СССР. - Петрозаводск : Госиздат Карело-Финской ССР, 1952. - 71 с
ПРЕДИСЛОВИЕ
Частушка — один из популярнейших видов современного народного творчества. Она звучит, не умолкая, везде, где собирается молодёжь,— на вечеринках в городских и колхозных клубах, на массовых народных гуляньях, в поле во время жатвы, на лугах во время сенокоса, в лесных посёлках лесорубов, в отдалённых стано-Бищах рыбаков.
Маленькая чеканная четырёхстрочная рифмованная песенка издавна завоевала любовь молодёжи. Возникшая из плясовой припевки, она стала особенно распространяться в русских деревнях с середины прошлого века вместе с распространением гармоники.
Дореволюционные собиратели народного творчества, за очень редким исключением, относились к частушке с нескрываемой неприязнью. Они противопоставляли её лирической песне, видели в ней свидетельство «падения нравов», утверждали, что она не способна подняться до больших художественных достижений.
Буржуазно-либеральные учёные считали ценным в народном творчестве только лишь то, что связано с далёкой стариной. Они не верили в творческие силы народа, в его способность к самостоятельному поэтическому творчеству. Поэтому буржуазных учёных мало инте ресовала противоречившая их антинародным теориям гибкая и острая частушка, способная быстро отзываться на все события, большие и маленькие. Им была чуждз хлёсткая политическая частушка, свидетельствовавшая о растущей революционности русского трудового народа. Их отпугивала бойкая молодёжная лирическая частушка, смело решавшая вопросы бытовой морали, любви и брака, выражавшая стремление дореволюционной молодёжи вырваться из пут патриархального семейного быта.
В советское время значение частушки необыкновенно возросло — она стала одним из важных жанров современного народного творчества. Объясняется это прежде всего способностью частушки быстро отзываться на политические события, служить острым оружием сатиры против врагов, метким средством борьбы с пережитками прошлого в сознании советских людей. Частушка стала одним из признанных жанров и советского книжного поэтического творчества. Лучшие поэты-песенники, например, М. Исаковский, А. Сурков, смело используют частушку при создании новых советских песен. Другие — сами участвуют в частушечном творчестве народа (Д. Бедный, А. Прокофьев, А. Чуркин и др.).
Высоко оценивал частушку великий основоположник советской литературы А. М. Горький. В статье «О бойкости», опубликованной в 1934 году в газете «Известия» (28 февраля, № 51), он писал: «Я предлагаю молодым литераторам обратить внимание на частушку — непрерывное и подлинно народное творчество рабочих и крестьян. Много ли найдём в частушке провинциализ-мов, уродливых местных речений и бессмысленных слов? Отбросьте в сторону подражания частушкам, сочиняемые свободомыслящими мещанами и скептически настроенными шутниками, и мы увидим, что частушки строятся из чистого языка, и, если иной раз слова в них сокращены, изменены, это делается всегда в угоду ритму, рифме».
А. М. Горький придавал большое значение собиранию и изучению частушек. В одном из писем он писал: «Очень прошу о следующем: собирайте мне частушку. Вы, конечно, знаете, что это такое?.. Песни новые встретятся — и их запишите. Очень прошу. Сделаете серьёзную услугу литературе народоведения». Через некоторое время он пишет тому же корреспонденту: «...спасибо за частушку. Это хороший мне подарок, спасибо»*.
В советское время опубликовано несколько десятков специальных сборников частушек. Частушки неизменно печатаются во всех сборниках произведений народного творчества, но тем не менее потребность в дальнейшем собирании и публикации их очень велика. Буквально, каждый день приносит всё новые и новые частушки, которые отражают великие победы советского народа, отзываются на самые последние события, происходящие в советской стране и за её пределами. Авторство многих частушек не поддаётся установлению. Некоторые из них созданы агитбригадами, самодеятельными хорами или сложены отдельными любителями и мастерами частушки. Настоящий сборник составился в основном из записей 1947—1951 гг.*
В 1951 году карело-финский Дом народного творчества провёл конкурс на лучшие частушки. Итоги кон-
I курса свидетельствуют о том, что частушки пользуются большой популярностью в республике. По условиям конкурса, участники должны были присылать не менее 10 вновь составленных частушек на актуальные темы. В конкурсе приняло участие более 50 человек, приславших около 900 частушек. Чрезвычайно любопытен состав участников. Здесь представители различных воз-г а стоп — от ученика 4 класса Колежемской средней школы (Беломорский район) С. Синицына до престарелой сказительницы Е. С. Журавлёвой (пос. 1 Мая, Пудожского района). Это свидетельствует о том, что острая советская политическая частушка, оставаясь в основ ном молодёжным жанром, завоевала внимание и старших поколений. Среди участников конкурса представители различных профессий, горожане и сельские жители — учитель беломорской школы П. М. Ярышев, рабочий Онежского машиностроительного завода в Петрозаводске В. В. Гуров, военнослужащий С. А. Лёвкин, заведующая Шуерецкой библиотекой С. А. Брызгалова, колхозницы П. П. Иванова (с. Ведлозеро), А. Ф. Никифорова (д. Вохтозеро, Петровского района), студент Пудожского педучилища Н. М. Конжиев, лесорубы, рыбаки работники культпросветучреждений, домохозяйки, медработники и др. В наш сборник включены частушки 28 участников конкурса.
Значительную роль в создании новых частушек играют самодеятельные хоры и агитбригады республики. Лучшие из них (Сегозерский, Петровский, Пряжинекин и др ) активно создают отдельные частушки, циклы частушек, даже целые частушечные песни (например, «Лесная хороводная» и др.).
Темы частушек рождает сама жизнь; исполнители чувствуют теснейшую связь со слушателями:
Если что неверно спето —
Критикуйте, зрители:
Нынче сами мы поэты,
Сами исполнители.
Критикуйте, зрители:
Нынче сами мы поэты,
Сами исполнители.
Записи частушек в последние годы показывают стремительное распространение лучших их образцов в самых различных областях и районах страны. Пути распространения частушек самые разнообразные — радио, кино, периодическая печать, патефонные пластинки, песенники. Особенную роль сыграла в распространении частушек Советская Армия, в годы войны объединявшая миллионы советских людей из всех республик и областей. И всё же некоторые, безусловно достойные популяризации частушки подчас известны лишь в одном или, в лучшем случае, в нескольких районах республики, главным образом, вблизи от места их возникновения. Поэтому задача каждого собирателя и составителя сборника — помочь процессу отбора и распространения лучших образцов частушек, особенно тех из них, которые отражают последние события в жизни республики.
Само собой разумеется, что один вид современного народного творчества, какой бы мы ни избрали — будь то песня, устный рассказ, новина, стихотворный сказ и т. п., в том числе и частушка, — не может дать представления о всём богатстве событий, происходящих в нашей стране, о всём богатстве идей, которыми живут советские люди. Литературную жизнь^ нашей страны можно охарактеризовать только всей совокупностью поэтической деятельности советского народа, складывающейся из двух основных, органически связанных друг
с другом потоков — советской литературы (творимой профессионалами) и советского народного самодеятельного творчества. Частушки - лишь один из многих видов поэтического творчества советского народа, но вид чрезвычайно активный и интересный со зрения.
всех точек
Создавая частушки на важнейшие международные и общесоюзные темы - о Сталине, о борьбе за мир, о великих стройках коммунизма и т. д. авторы не обходят и «местных» тем (см., например, частушки о Карелии — раздал «Расцветай, моя Карелия» и др.). набочии Онегзавода призывает своих товарищей бороться за превращение завода в стахановский коллектив, агитирует за овладение техникой, сдачу техминимума. Лесорубы рассказывают о лесной промышленности. Рыболовы^ и колхозники поэтическим словом повествуют о важнейших событиях в колхозной деревне, в рыбной промышленности. '
Победоносное движение нашей Родины к коммунизму неразрывно связано с именем товарища Сталина ьму — великому вождю страны социализма — обязан советский народ победой в Великой Отечественной войне, им направляется величественное движение к коммунизму. Лучшие частушки — это частушки о Сталине, 'о любви к нему советских людей:
Взвейтесь, птицы, взвейтесь выше И летите стаями,
Отнесите в Кремль привет Дорогому Сталину.
Твёрже самой крепкой стали Указал дорогу Сталин,
А со Сталиным-вождём К коммунизму мы идём.
Отнесите в Кремль привет Дорогому Сталину.
Твёрже самой крепкой стали Указал дорогу Сталин,
А со Сталиным-вождём К коммунизму мы идём.
Наши успехи — это великие стройки коммунизма, сталинский план преобразования природы, лесонасаждения, гигантские гидростанции и оросительные каналы. В общее дело строительства коммунизма карело-финский народ вносит свой вклад.
В леса Карелии пришли Чудо-механизмы;
Быстро лес теперь готовим Стройкам коммунизма.
Быстро лес теперь готовим Стройкам коммунизма.
Послевоенная сталинская пятилетка Д"я Рсспублч; чтп пятилетка механизации лесной и рьюнои про дальнейшей алектрнфиканни и
механизации сельского хозяйства Лесоруб молоденький Пилит лес зелёненький.
Пилит электропилой,
Позабыл топор простой.
Наш колхоз узнать нетрудно —
Электричество горит,
Он за рощею зеленою На горочке стоит.
Позабыл топор простой.
Наш колхоз узнать нетрудно —
Электричество горит,
Он за рощею зеленою На горочке стоит.
В публикуемом сборнике читатель найдёт совгач не-павно возникшие частушки о движении за мир и о героической борьбе корейского народа с американскими интервентами. В этих частушках выражена воля совет.: го народа к мирному созидательному труду, гневное
личение американо-английских поджигателей воины.
Колосистая пшеница,
Небывалый урожай;
Новой бойней всему миру,
Трумэн, ты не угрожай.
Небывалый урожай;
Новой бойней всему миру,
Трумэн, ты не угрожай.
На фоне военной истерии империалистических стран гордо высится наше Отечество — оплот мира и дем
кратки.
Ширься, зорька золотая,
Нам со счастьем по пути,
Ты от края и до края,
Чудо-Родина, цвети.
Нам со счастьем по пути,
Ты от края и до края,
Чудо-Родина, цвети.
И наконец, лирические частушки дают представление
о важнейших чертах новых человеческих отношениях,
Естественно, что тема любви занимает важно лирике. Любовь советских юношей И девушек — это высокая дружба соратников в труде и борьбе это чувство свободное и сильное, освобожденное от корысти и расчёта, от всех уродств дореволюционного патриархального быта.
Какой славный тракторист Со мной соревнуется,
Он, похоже, меня любит,
А сказать волнуется.
Он, похоже, меня любит,
А сказать волнуется.
Вместе со всем советским искусством современная частушка, не ограничиваясь пассивным отражением происходящего, смело вторгается в жизнь. В умелых руках частушка превращается в острое оружие критики отдельных неполадкой, ещё имеющих место в общественной и хозяйственной жизни республики. Агитбригады Сегозерского, Пряжинского и других домов культуры за последние годы сложили много метких частушек, которые исполнялись во время поездок по сёлам и лесопунктам районов. Ценность этих частушек в том, что они на лету использовали факты, обнаруженные в том или ином колхозе или лесопункте, прямым и метким словом помогали в борьбе за подъём сельского хозяйства, за выполнение государственного плана лесозаготовок. Однако следует сказать, что, к сожалению, некоторые агитколлективы и самодеятельные хоры республики недооценивают частушку, не считают своей обязанностью обобщение и популяризацию лучших её образцов, возникающих в районе.
Наш сборник предназначен, в первую очередь, для самодеятельных хоров и для исполнителей частушек на молодёжных вечерах. Для того, чтобы облегчить использование сборника, мы разделили его на двенадцать разделов. Каждый из них содержит частушки, тема которых обозначена эпиграфом, озаглавливающим раздел. Например, в разделе «Твёрже самой крепкой стали указал дорогу Сталин» сосредоточены частушки о великом вожде советского народа И. В. Сталине. Раздел «Мы стоим на вахте мира, нас войной не запугать» объединяет частушки о борьбе за мир во всём мире и т. д. Остальные разделы содержат частушки о великой Родине, о Советской Карелии, о выборах, о лесе, о рыбаках республики, о колхозной деревне, о стахановцах наших фабрик и заводов и о любви. Последний раздел — шуточные частушки. Такое деление, конечно, условно. Во всех перечисленных разделах читатель найдёт частушки о Сталине, о Родине, о борьбе за мир. О чём бы ни пел советский человек, его мысль неизменно возвращается к этим трём важнейшим темам. С другой стороны, невозможно разделить частушки с общественнополитическим и лирическим содержанием. Это свидетель-
ствует о том, что общественное и личное тесно переплелось в сознании советских людей.
Сборник составлен по материалам Института истории, языка и литературы Карело-Финского филиала Академии наук СССР и республиканского Дома народного творчества.
К. В. Чистов
ПУНКТЫ ЗАПИСИ ЧАСТУШЕК
г. Беломорск;
с. Ведлозеро, Ведлозерского района;
с. Видлица, Олонецкого района;
д. Выгостров, Кугонаволоцкого сельского Совета, Пудожского района;
с. Горное Шелтозеро, Шелтозерского района; д. Гридиио, Кемского района;
Даниловский сельский Совет, Медвежьегорского района;
пос. Импилахти, Пиггкярантского района;
д. Калгалакша, Кемского района:
д. Колово, Пудожского района;
г. Кондопога, Кондопожского района;
д. Койюшицы, Сегежского района;
д. Колежма, Беломорского района;
Кузарандский сельский Совет, Заонежского района;
г. Лахденпохья, Питкярантского района;
пос. Матросы, Пряжинского района;
д. Мелентьево, Авдеевского сельского Совета, Пудожского района;
г. Медвежьегорск, Медвежьегорского района;
д. Надвоицы, Сегежского района;
д. Нижняя Половина, Чуяльского сельского Совета, Пудожского района;
г. Олонец и Олонецкий район;
г. Петрозаводск;
ст. Полярный Круг, Кировской ж. д.; с. Пряжа, Пряжинского района;
д. Ранина гора, Лобегского сельского Совета, Пудожского района;
Римский сельский Совет, Медвежьегорского района; с. Рыбрека, Шелтозерского района:
г. Сегежа, Сегежского района;
д. Семёново, Семёновского сельского Совета Пудожского района;
г. Сортавала;
с. Сумпосад, Беломорского района;
ст. Суна, Кондопожского района;
колхоз им. Тельмана, Сортавальского района;
Фоймогубский сельский Совет, Заонежского района:
пос. Шала, Пудожского района;
д. Шойва, Медвежьегорского района; с. Шелтозеро, Шелтозерского района; с. Шуерецкое, Кемского района; пос. Чална, Пряжинского района;
д. Чуяла, Чуяльского сельского Совета, Пудожского района.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие................................................ 3
Твёрже самой крепкой стали указал дорогу Сталин ... И Мы встаём на вахту мира, нас войной не запугать ... . 15
Мы прославим песней звонкой наш счастливый мирный край 20
Расцветай, моя Карелия! .................................. 23
За творца счастливой жизни голосует вся страна ......... 25
Лес карельский поездами стройкам сталинским идёт . . .28
Пришла электропила к нам в карельские леса.............. 30
На моторке рыбу ловит тралом миленький дружок . 34
Это наш родной колхоз силой наливается ................. 36
По-стахановски трудиться—это доблесть, это честь . . 47
Он, похоже, меня любит, а сказать волнуется................ 50
Мы частушки сыпанём крупною горошиной..................... 65
Пункты записи частушек..................................... 68