Карельская народная поэзия | ЧАСТУШКИ

Просмотров: 1463
ЧАСТУШКИ.

Третьим территориально обособленным видом народной поэзии являются частушки. Они бытуют во всей Олонецкой, отчасти и в средней Карелии. Северная граница распространения частушек нами точно не установлена. В Паданах их кажется уже нет, хотя по непроверенным данным в Поросозере Падонского района обнаружены частушки.

В Ухтинской Карелии частушка совершенно неизвестна, если не считать некоторых исключений. Летом в 1928 г. я в Бабье Губе написал 10 частушек со слов одной девушки, при чем выяснилось, что эта девушка находясь беженкой в Финляндии изучила их со слов беженцев Олонецкой Карелии.
Собирание и изучение частушек началось совершенно недавно. Карельские частушки, насколько мне известно, впервые появились в печати в 1922 году. Они в количестве шестидесяти четверостиший напечатаны в Финляндии в сборнике „Rahvahankandelom” (Народное кантале).

Затем в 1927 г. Г. X. Богданов случайно обнаружил бытование частушек в Сямозерском районе. Им было записано их несколько десятков и напечатано в газете „Пунайнен Карьяла”. Затем Совпартшкольцы продолжали собирание частушек, и печатали в той же газете. В 1928 г. он специально ездил в Сямозерский район для собирания частушек, а в 1929 г. в Олонецкий, так что в в настоящее время имеются исследованными в обшей сложности около 800 частушек.

Характер бытования частушек иной, чем эпическо-народной поэзии и заплачек. Если в первом случае слагателями, хранителями и носителями является молодежь, то во втором случае в этой роли выступают старики и старушки. К этому надо добавить, что знание карельских частушек распространено преимущественно среди девушек, а знание русских частушек, которые бытуют в том же районе наряду с карельскими, среди парней. Объясняется это тем, что парни лучше, чем девушки, владеют русским языком.

Частушки по своей формальной конструкции представляют четырехстрочную песенку, исполняемую, очевидно, по тому же музыкальному шаблону, как исполняются и русские частушки.

По содержанию частушка всеобъемлюща. „Нет ни одной стороны народной жизни, нет ни одного чувства или настроеиия на которое бы она не откликнулась: любовь со всеми нюансами ее переживаний, рекрутчина, поэтические мотивы, моды, события политической общественной жизни, местные события, отношения между молодежью и старшим поколением в деревне, нежная лирика, меткий юмор, ядовитая сатира — словом вся жизнь доступная деревенским слагателям и хранителям частушки, служат материалом для содержания последней”. Так характеризует русскую частушку П. М. СОБОЛЕВ.

Эта характеристика в полной мере применима и к карельским частушкам, однако, с одной существенной оговоркой, которая в свою очередь, как нам кажется, применима и к русским частушкам, а именно: все эти моменты деревенской жизни своеобразно оцениваются отдельными слоями крестьянского населения, они своеобразно отражаются в психологии различных слоев населения — словом мы имеем ни единую по содержанию частушку, а классово-дифференцированную, хотя форма остается одной и той же. Для подтверждения указанного положения приведем несколько примеров.

Вот частушки характеризующие отношение богатых девиц к бедным париям.

Kullan moaino viestin tyodi: Neveskakse ел ota.
Maltoin mina vasta tydda: Et ota ga mibo sih-
Мать милого весть послала: Невесткой (тебя) не возьму, Сумела я ответ послать,
Не возьмешь, так чтож с того.


Kuldoi kodisen sroi, Oishahaisen obshivoitsi.
Tahtoi minun nagroih soattof Sanoin: nai bohatemmis!

Милый построил дом, Переднюю часть обшил, обелил,
Хотел меня на смех поднять, Я сказала — женись на богатой.


Имеются даже частушки круглых сирот. Они также выражают свою незавидную участь в частушках:

JSnoi jatti pienet poijat, Poikki joves uiriamah.
Vieh2i meidy toatto jatti, Armottomaks kazvamah.

Заяц, оставил маленьких зайчат
За рекой, чтобы переплыть.
Также и нас отец оставил, Сиротинками расти.


Ela, jumalaine lebi,
Sirotaksi kazvamah.
Joka tshorttu silmah iskov, Pimieh tshuppuh Lstuttav.

Ax, боженька, не доведи. Сиротинками расти.
Каждый чорт пальцем тычет В чериый угол сажает.


Bogpoc о происхождении карельских чаоушек оставляем открытым, хотя представляется весьма заманчивым предположить тут заимствование от русских. В пользу такого предположения именно близки по содержанию и форме с русскими, во-вторых, как уже указывалось частушки й? распространены по всей территории Карелии, а именно в той ее части, которая находилась под меиьшим русским влиянием, район бытования частушек, и иаконео, в третьих, имеются карельские частушки, которые по содержанию совпадают с русскими. Но если принять во внимание, что частушки бытуются среди финнов Ленинградской губернии, как это стало мне известно, то придется этот вопрос пока отложить.

В заключение необходимо указать на значение народной поэзии для наших дней. С первого взгляда может казаться, что как будто бы народная поэзия очень далека от интересов современности. Однако это является глубочайшим недоразумением, ибо в произведениях народной фантазии отражено наше прошлое, без звания которого, как известно, нельзя познать настоящего и будущего. Кроме того, народиая поэзия сложила в истории человечества огромную роль в деле создания художественной литературы, а с этой точки зрения не может пройти мимо народной поэзии, формирующаяся на наших глазах карельская пролетарская литература. Наконец произведения народной поэзии имеют само по себе эстетическую ценность. как выразители детских ступеней в развитии человечества.

С нашей точки зрения разбор космогоническнх взглядов западных финнов представляет не только научный, но и сугубо практический интерес, ибо научный анализ их дает материал для антирелигиозной пропаганды, актуальность которой в наше время, пожалуй, никем не может быть оспариваема.
Вопрос заключается в том, чтобы пробудить интерес среди широких слоев иаселеиия — крестьян, учителей, учащихся, селькоров и т. д. — к народной поэзии. Надо во что бы то ни стало добиться собирания их в одно место, чтобы спасти от вымирания богатейший источник для познания нашего прошлого и сохранить для будущих поколений художественные ценности, в том виде, в каком они иикогда не будут воспроизведены.

Рийко.


Рийко. Карельская народная поэзия./ Десять лет Советской Карелии. - Петрозаводск : Центральный Исполнительный комитет АК ССР, 1930. - 297 с.

Карелия СССР

  • Обратная связь
  •  

Советская Карелия

kalarokka, lyhytpajo, АКССР, Авель Енукидзе, Александровский завод, Архангельская губерния, Архип Перттунен, Беломорск, Беломорско-Балтийский канал, Березин Николай Ильич, Вагатозеро, Валаам, Великая губа, Видлица, Водла, Водлозеро, Вокнаволок, Гельсингфорс, Дмитрий Бубрих, Заонежье, Иван Фёдорович Правдин, Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера, Ипатов Василий Макарович, Ирина Андреевна Федосова, К-ФССР, КАССР, КФССР, Калевала, Калевальский район, КарЦИК, Карелгранит, Карело-Финская ССР, Карельская АССР, Карельская Трудовая Коммуна, Карельские народные игры, Карельские народные сказки, Карельский филиал АН СССР, Карельский фронт, Карельское народное искусство, Каронегсоюз, Кашина Гора, Кемь, Кереть, Кивач, Кижи, Кимасозеро, Киндасово, Кирьяжский погост, Клименецкий остров, Колхозойн Пуолэх, Кондопога, Кончезеро, Кончезерский завод, Корельский уезд, Ладожское озеро, Лесков Николай, Лососинка, Лоухский район, Маннергейм, Мариинский канал, Марциальные воды, Мегрега, Медвежьегорск, Михаил Калинин, Обонежье, Олонец, Олонецкая губерния, Олонецкие губернские ведомости, Олонецкий край, Олонецкий уезд, Онего, Онежский тракторный завод, Онежское озеро, Орфинский Вячеслав Петрович, Пертозеро, Петр I, Петр Алексеевич Борисов, Петр Мефодиевич Зайков, Петровский завод, Петроглифы Карелии, Петрозаводск, Петрозаводский уезд, Повенец, Повенецкий уезд, Подужемье, Поньгома, Приладожье, Пряжинский район, Пудож, Пудожский район, Пудожский уезд, Реболы, Сердоболь, Сортавала, Суйсарь, Топозеро, Унелма Семеновна Конкка, Ухта, Федор Глинка, Шуерецкое, Шуньга, Шюцкор, Эдвард Гюллинг, Элиас Лённрот, белофинны, бычок-подкаменщик, валун карелия, варлаам керетский, вепсы, водные маршруты карелии, геология карелии, гражданская война в карелии, густера, елец, ерш, знаменитые люди карелии, интервенция в карелии, кантеле, карелиды, карелия карелы, карело-финский эпос, карелы, карельская еда, карельская изба, карельская карта, карельская кухня рецепты, карельская национальная кухня, карельская письменность, карельская свадьба, карельская частушка, карельские грамоты, карельские диалекты, карельские загадки, карельские заклинания, карельские обряды, карельские поговорки, карельские предания, карельские причитания, карельские руны, карельские сказки, карельские суеверия, карельские традиции, карельский крест, карельский фольклор, карельский язык, карельское поморье, кареляки, кемский уезд, коллективизация 1930, корела, корюшка, лещ, ливвики, лопари, лосось, луда, людики, монастыри карелии, мурманская железная дорога, налим, наука карелия, одежда карел, озера Карелии, окунь, олонецкие заводы, остров Гольцы, палия, плакальщица, плотва, поморы, причеть, раскулачивание 30 годов, река Суна, река Шуя, рекрутская песня, рунопевец, рунопевцы, ручьевая форель, рыба в карелии, ряпушка, саамы, сиг, словарь карельского языка, староверы и старообрядцы, старокарельское блюдо, судак, сямозеро, туристические маршруты по карелии, уклея, финно угорские языки, финны, финская интервенция, финская оккупация, хариус, храмы карелии, чудь, шунгит карелия, щука, язь, ёйги

Показать все теги

Популярное