Камни в руках доисторического человека Карелии

Просмотров: 1698
Камни в руках доисторического человека Карелии


В истории развития культуры и быта доисторического человека Карелии, как и во всех других странах, твердые горные породы и рудные камни, содержащие тот или другой полезный материал, играли исключительную роль. Недаром археология — наука, изучающая по памятникам материальной культуры прошлое человечества,— связывает древнейшие эпохи развития его культуры с камнем и металлом, называя отдельные этапы этого развития каменным, бронзовым и железным, веком.

Каменный век — это самая древняя ступень культурного развития человека, когда он впервые использовал для нападения и защиты, наряду с костью и деревом, твердый камень. В дальнейшем он научился искусственно приготовлять заостренные камни путем отбивки их другими камнями. Так постепенно человек пришел к первому своему замечательному изобретению —каменному орудию. Из камней он научился изготовлять ножи, скребки для обработки кожи, долота, топоры, сверла, оружие и даже игрушки и украшения.

Следующая стадия развития человека уже связана с использованием металла. Начало этому положила самородная медь, которая в некоторых странах, в том числе и в Карелии, иногда встречается в виде красных пластин до нескольких пудов весом, выделившихся по трещинам горных пород. Самородная медь обрабатывается легче, чем камень. Этим ее свойством человек и воспользовался в целях более легкого и скорого получения достаточно твердых изделий, в первую очередь орудии (наконечники стрел и ир.). Убедившись в том, что при обработке на огне самородная медь плавится, первобытный человек стал отливать из нее различные предметы домашнего обихода. К этому времени он уже владел гончарным мастерством, поэтому мог использовать глиняную посуду и для плавки меди.

Несомненно, что первобытном} человеку попадались и другие рудные камни, например, медный колчедан и малахит. Из обоих минералов, богатых медью, легко было выплавить на огне этот металл.
Постоянная примесь железа в медном колчедане позволила добыть сплав меди с железом и получить железную бронзу — более твердый металл, чем самородная медь. Там, где встречался очень тяжелый рудный камень, содержащий в своем составе олово (так называемый «оловянный камень» — двуокись олова), человек сумел выплавить из медной и оловянной руд настоящую бронзу. Наступила, таким образом, эпоха широкого применения металла, получившая название бронзового века. На территории Карелии месторождение оловянных руд известно в Приладожье (в районе города Питкяранта). *
Пробуя плавить на огне другие тяжелые рудные камни, человек пришел к открытию нового замечательного металла — железа, которое по своим качествам оказалось более пригодным для изготовления оружия, инструментов и других изделий, чем бронза.
Железо быстро вытеснило камень и бронзу, наступил железный век — век гораздо более высокой культуры человечества. Залежи железной руды доисторический человек находил в болотах и на дне озер. Эти руды легко добывались и хорошо плавились.
На территории Карелии ведутся широкие археологические исследования -мест обитания древних карельских поселенцев. Стоянки первобытного человека относятся к каменному веку и эпохе раннего металла. Раскопки таких стоянок дали богатый вещественный материал. по которому мы можем судить о характере и культурном уровне доисторического населения Карелии.
Многочисленные обломки гончарной посуды, орудия рыбной ловли и охоты, предметы домашнего обихода, остатки очагов, ям-кладовых, костей рыб и животных, служивших пищей, свидетельствуют о широком применении первобытным человеком наряду с деревом и костью местных каменных пород, руд и минералов.

Тщательное изучение мест стоянок и сохранившихся в них предметов древней культуры дает исследователям право сделать заключение, что заселение карельской земли началось сравнительно недавно.
Пятнадцать тысяч лет тому назад Карелия была еще скрыта ледниковым покровом эпохи великого оледенения северной Европы. Первым ото льда освободился Онежско-Ладожский водораздел, занятый тогда многочисленными пресноводными озерами и болотами, остатки которых сохранились до наших дней.

Прошло 4000—5000 лет. и постепенно таявший (отступавший) ледник освободил другие части карельской территории с такой же сетью многочисленных, подчас огромных по размерам озер п обширных заболоченных пространств, па месте которых позднее развились северная кустарниковая растительность и леса.

Когда Олонецкая равнина окончательно освободилась ото льда и от огромного количества затоплявших ее ледниковых вод (примерно за 2500 лет до нашей эры), то климат этой наиболее южной части Карелии был значительно теплее и суше, чем сейчас. В лесу жили олени и кабаны, росли разнообразные породы деревьев, в том числе бук, дуб. береза и другие. На Олонецком равнине и поселился первобытный человек’.

Еще в 1860-х годах Л. А. Иностранцев нашел по соседству с Олонецкой равниной, на берегах Сясьского и Свирепого каналов, первое такое поселение с остатками каменных орудий, костей первобытного человека, современных ему животных и рыб. Находки А. А. Иностранцева, описанные им в специальной работе, глубоко заинтересовали ученый мир. В 1940 году у деревни Рышкола Олонецкого района, на территории Олонецкой равнины. были открыты новые, более северные стоянки каменного века с каменными топорами и стамесками из серого и черного плотного глинистого сланца и глиняными изделиями.

Позднее на территории Карелии было открыто еще более 20 подобных стоянок: на северо-восточном побережье Онежского озера у города Медвежьегорска, в устье реки Повенчаики — у города Повеица п на мысе Войнаволок, а также к югу от Повенца и на мысе Оров-н а волок — в селе Челмужи. Найденные на этих стоянках разнообразные орудия (каменные якоря с отверстием, сверла, топоры, тесла, каменные пилы, долота, шлифовальные каменные плиты для обработки камня, кучи мелкого песка для шлифовки каменных изделий) изготовлялись из крепких, часто черного цвета сланцев (вероятно, из окварцованных шунгнтовы.х сланцев Зао-нежья), из роговика и кварцевого песчаника. Среди прочих находок оказались также два куска меди и бронзы, ближайшим источником которых могли быть пластины самородной меди из трещин в диабазовых породах. Такую медь геологи находили в Заонежье и в наше время

Не в далеке от описанных стоянок у Онежского озера расположено Воронборское месторождение медных руд другого типа. Здесь эти руды представлены медным колчеданом и богатой медью пестрой медной рудой, то есть соединениями меди, железа и серы.
В 1930—1932 годах профессор А. Я- Брюсов открыл в 7 километрах от города Петрозаводска возле устья реки Томицы стоянку с мастерской, в которой изготовлялись бронзовые изделия. В мастерской были найдены шлаки от плавки металла, кусочки бронзы, маленькие глиняные чашки («льячки»), посредством которых расплавленный металл выливался в формы, а также камни и песты для размола медной руды

В 15—20 километрах к югу от Петрозаводска, по берегам озер Лососинное и Машезеро, А. Я- Брюсову удалось вскрыть еще ряд стоянок с грудами крупных валунов крепкого сланца, из которых древние мастера выделывали болванки для орудий и каменные орудия — топоры, кирки, отбойники1.
Не менее интересны по разнообразию материала, применявшегося доисторическим человеком Карелии для производства каменных орудий, стоянки по реке Суне в 3 километрах выше деревин Часовенской. Здесь были найдены очаги из глыб гранита, коренные выходы которого находятся по соседству, каменные орудия различного назначения, шлифовальные плиты из крепких сланцев, песчаника и кварца (вероятно, кварцита). Обломки горшков су неких стоянок содержат в своем составе тонковолокнистый асбест, примесь которого придавала гончарным изделиям огнеупорность. Очевидно, древний мастер опытным путем оцепил огнеупорные свой ства асбеста, который встречается в Карелии на острове Лычном (озеро Сандал), у села Кереть и в других местах.

Отдельные находки «фигурных камней», выточенных из камня (например, камень с головой лося — предмет религиозного культа), дополняют перечень каменных и металлических изделий эпохи каменного века и эпохи раннего металла.
Таким образом, на протяжении нескольких тысячелетий простые и рудные камни (горные породы, минералы и руды) являлись материалом, послужившим развитию доисторической культуры древнего человека. Чаше всего это были породы и минералы местного происхождения. и только кремневые орудия (наконечники стрел, сверла), по-видимому, получены путем обмена с соседями, так как в Карелии настоящего кремня нет.

Но этим, однако, не исчерпывается использование камня в доисторическое время в Карелии. Еще в 1848 году на восточном берегу Онежского озера у устья реки Водлы в местности Бесов Нос и Пери Нос были найдены и описаны так называемые петроглифы, то есть наскальные рисунки. Позднее (1926 г.) подобные изображения были открыты в районе Белого моря вблизи деревни Выгостров и к местности Залавруга (находка 1936 г.)1. Здесь есть композиция из фигур людей, животных (лосей, оленей, медведей), птиц (лебедей, диких гусей, уток, гагар), рыб, изображения лодок, охотничьих снарядов (копий, рогатин, дротиков, луков, стрел, гарпунов и пр.). В интересных описаниях онежских и выгостров-ских каменных художественных картинных галерей, которые содержатся в работах А. Я- Брюсова. В. И. Равдоникаса, А. М. Л киевского, много потрудившихся над их расшифровкой, время этих изображений относится к концу третьего — началу второго тысячелетий до нашей эры. По предположению ученых, они имели религиозное назначение, наносились в местах, считавшихся священными. Древние наскальные изображения значительно обогатили паши представления о жизни первобытных людей, населявших территорию Карелии.

Онежские «каменные картины» пользуются известностью не только у нас, но и у зарубежных археологов. Одна глыба гранита с Бесова Носа отделена от береговой скалы и хранится в собрании памятников древних культур в одном из залов Эрмитажа.

П.А. Борисов



Борисов П. А. О чем говорят камни Карелии. изд. 2-е. Петрозаводск, «Карелия», 1973 г. стр 16-22

Карелия СССР

  • Обратная связь
  •  

Советская Карелия

kalarokka, lyhytpajo, АКССР, Авель Енукидзе, Александровский завод, Архангельская губерния, Архип Перттунен, Беломорск, Беломорско-Балтийский канал, Березин Николай Ильич, Вагатозеро, Валаам, Великая губа, Видлица, Водла, Водлозеро, Вокнаволок, Гельсингфорс, Дмитрий Бубрих, Заонежье, Иван Фёдорович Правдин, Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера, Ипатов Василий Макарович, Ирина Андреевна Федосова, К-ФССР, КАССР, КФССР, Калевала, Калевальский район, КарЦИК, Карелгранит, Карело-Финская ССР, Карельская АССР, Карельская Трудовая Коммуна, Карельские народные игры, Карельские народные сказки, Карельский филиал АН СССР, Карельский фронт, Карельское народное искусство, Каронегсоюз, Кашина Гора, Кемь, Кереть, Кивач, Кижи, Кимасозеро, Киндасово, Кирьяжский погост, Клименецкий остров, Колхозойн Пуолэх, Кондопога, Кончезеро, Кончезерский завод, Корельский уезд, Ладожское озеро, Лесков Николай, Лососинка, Лоухский район, Маннергейм, Мариинский канал, Марциальные воды, Мегрега, Медвежьегорск, Михаил Калинин, Обонежье, Олонец, Олонецкая губерния, Олонецкие губернские ведомости, Олонецкий край, Олонецкий уезд, Онего, Онежский тракторный завод, Онежское озеро, Орфинский Вячеслав Петрович, Пертозеро, Петр I, Петр Алексеевич Борисов, Петр Мефодиевич Зайков, Петровский завод, Петроглифы Карелии, Петрозаводск, Петрозаводский уезд, Повенец, Повенецкий уезд, Подужемье, Поньгома, Приладожье, Пряжинский район, Пудож, Пудожский район, Пудожский уезд, Реболы, Сердоболь, Сортавала, Суйсарь, Топозеро, Унелма Семеновна Конкка, Ухта, Федор Глинка, Шуньга, Шюцкор, Эдвард Гюллинг, Элиас Лённрот, белофинны, бычок-подкаменщик, валун карелия, варлаам керетский, вепсы, водные маршруты карелии, геология карелии, гражданская война в карелии, густера, елец, ерш, знаменитые люди карелии, интервенция в карелии, кантеле, карелиды, карелия карелы, карело-финский эпос, карелы, карельская еда, карельская изба, карельская карта, карельская кухня рецепты, карельская национальная кухня, карельская письменность, карельская свадьба, карельская частушка, карельские грамоты, карельские диалекты, карельские загадки, карельские заклинания, карельские обряды, карельские поговорки, карельские предания, карельские причитания, карельские руны, карельские сказки, карельские суеверия, карельские традиции, карельский крест, карельский фольклор, карельский язык, карельское поморье, кареляки, кемский уезд, коллективизация 1930, корела, корюшка, лещ, ливвики, лопари, лосось, луда, людики, монастыри карелии, мурманская железная дорога, налим, наука карелия, одежда карел, озера Карелии, окунь, олонецкие заводы, остров Гольцы, палия, плакальщица, плотва, поморы, причеть, раскулачивание 30 годов, река Суна, река Шуя, рекрутская песня, рунопевец, рунопевцы, ручьевая форель, рыба в карелии, ряпушка, саамы, сиг, сиги, словарь карельского языка, староверы и старообрядцы, старокарельское блюдо, судак, сямозеро, туристические маршруты по карелии, уклея, финно угорские языки, финны, финская интервенция, финская оккупация, хариус, храмы карелии, чудь, шунгит карелия, щука, язь, ёйги

Показать все теги

Популярное