Ламбушка рядом с деревней Большие горы
Просмотров: 3522
Карелия: Олонецкий край
Волшебное озеро. (Ламбушка рядом с деревней Большие горы).
Пойдём на "ламбушку" (озеро) - Предложил учитель - версты две, не дальше...Там очень красиво...Увидите священное озеро...
Мы взяли ружья и пошли.
Мы шли сначала полем, потом кустарником. Я любовался светляками, усердно свящавшими своими зеленовато-фосфорическими фонариками зелёную траву. Вскоре по просёлку мы вошли в глухой, громадный лес. Справа и слева было по озеру: одно маленькое, совершенно скрытое кустами и зарослями, другое большое, открытое. Мы остановились у последнего.
Озеро спало, тихое, мирное. Сонная осока, росшая на берегу, незаметно переходила в кустарник, в котором там и сям торчали одинокие деревья и бросали на сонную воду громадные чёрные тени. Неподвижная, стального цвета вода кое-где ещё окрашивалась тепловатым отцветом заката, но уже начинали расстилаться туманы.
Странное чувство одиночества и ничтожности овладевает человеком в такие минуты. Он видит громадную массу воды, исполинские деревья, приземистые кустарники и травы, объятыми мёртвой тишиной, знает, что только он бодрствует, а кругом никого нет на десятки вёрст. Величие природы, мёртвая тишина понемногу забираются в душу и наполняют её восторгом и трепетом.
Учитель поднял ружьё, приложился и выстрелил в воздух. Резко прозвучал в ночном воздухе выстрел; гулко отдало эхо и зашумело в воздухе. Резко зазвучал в ночном воздухе выстрел; гулко отдало эхо и зашумело над сонным озером. Шум долго стоял в ушах. Из ближней осоки вылетела дикая утка, и как сумасшедшая закружилась над осокой, с пронзительным криком.
- Вы подстрелили её? - спросил я учителя.
- Нет, - ответил он, я в воздух стрелял... Там в осоке у неё должно быть выводок, она хочет отвлечь наше внимание от детей, или от гнезда...
Перейдя лесную дорожку, мы очутились в глухом лесу. Пробираясь тропинкой меж кустов, мы вошли в топкую ложбину. Пред нами лежало другое озеро, маленькое, но такое мрачное, что просто становилось жутко и неприятно. Несколько отдельных сосен, возвышавшихся над кустарником и простиравших над озером громадные ветки-руки, усиливали это неприятное впечатление: они словно стерегли озеро и хотели защитить, закрыть его своими руками. Берега были топки, в них вязла нога, к воде подойти не было возможности.
- Под нами вода - говорил мой спутник, - а озеру и дна нет. Мерили грузом, и не достали дна. Это ламбушка (озерко) по верованию карел - заколдованная. Она обладает чудодейственной силой. Если в семье болеет ребёнок, карелка несёт его сюда, и как он есть в одежде, погружает его с головой в воду несколько раз. При этом она шепчет заклинания. Затем она раздевает его до нага и надевает новое, принесённое с собой платье, старое-же, с болезнью, с немочью оставляет здесь злым духам озера. Вон взгляните!
Я взглянул по указанному направлению и только сейчас понял, что означали предметы странного вида, торчавшие на берегу. На палках, жердях, на ветках кустов всюду были развешены разные принадлежности туалета, оставленные для злобных духов озера.
- Вот висит шапка - говорил учитель - это значит - у мальчика болела голова, или волосы плохо росли; вот - лапотки; у кого-то болели ноги; эта рубашечка указывает на то, что ребёнок лежал может быть в горячке, и его для исцеления принесли сюда искупать...
- Горячечного искупать в холодной воде? - удивился я - ведь это верная смерть.
- А между тем у нас это обыкновенное средство... А вот висит поясок, должно быть болела поясница...
С ужасом и интересом смотрел я на этих немых свидетелей крестьянских болезней, свидетелей, расставленных вокруг волшебного озера. Они равнодушно смотрели в озеро и придавали ему мрачно - торжественный , священный вид.
Это был самый настоящий языческий уголок.
Большая гора - благодаря своему господствующему положению над окрестностями, всегда была позицией, где сталкивались разные народы и племена. Здесь происходили схватки карел, то с русскими, то со шведами, то шведов с русскими, то с литвы с карелами и русскими . Поля и окрестности Большой горы усеяны костьми шведов, финнов, карел, литовцев, поляков, русских. В самой деревне стоит громадный курган, в котором по преданию погребены в XIII в. остатки шведских войск, сражавшихся с Александром Невским, добитые здесь карелами. Однажды возле кургана карел копал картофельную яму, и выкопал большой железный топорик старинного "фасона", а кругом в земле часто находят оружие и даже железные ядра.
Олонецкий край. Круковский М.А.1904 г.
Пойдём на "ламбушку" (озеро) - Предложил учитель - версты две, не дальше...Там очень красиво...Увидите священное озеро...
Мы взяли ружья и пошли.
Мы шли сначала полем, потом кустарником. Я любовался светляками, усердно свящавшими своими зеленовато-фосфорическими фонариками зелёную траву. Вскоре по просёлку мы вошли в глухой, громадный лес. Справа и слева было по озеру: одно маленькое, совершенно скрытое кустами и зарослями, другое большое, открытое. Мы остановились у последнего.
Озеро спало, тихое, мирное. Сонная осока, росшая на берегу, незаметно переходила в кустарник, в котором там и сям торчали одинокие деревья и бросали на сонную воду громадные чёрные тени. Неподвижная, стального цвета вода кое-где ещё окрашивалась тепловатым отцветом заката, но уже начинали расстилаться туманы.
Странное чувство одиночества и ничтожности овладевает человеком в такие минуты. Он видит громадную массу воды, исполинские деревья, приземистые кустарники и травы, объятыми мёртвой тишиной, знает, что только он бодрствует, а кругом никого нет на десятки вёрст. Величие природы, мёртвая тишина понемногу забираются в душу и наполняют её восторгом и трепетом.
Учитель поднял ружьё, приложился и выстрелил в воздух. Резко прозвучал в ночном воздухе выстрел; гулко отдало эхо и зашумело в воздухе. Резко зазвучал в ночном воздухе выстрел; гулко отдало эхо и зашумело над сонным озером. Шум долго стоял в ушах. Из ближней осоки вылетела дикая утка, и как сумасшедшая закружилась над осокой, с пронзительным криком.
- Вы подстрелили её? - спросил я учителя.
- Нет, - ответил он, я в воздух стрелял... Там в осоке у неё должно быть выводок, она хочет отвлечь наше внимание от детей, или от гнезда...
Перейдя лесную дорожку, мы очутились в глухом лесу. Пробираясь тропинкой меж кустов, мы вошли в топкую ложбину. Пред нами лежало другое озеро, маленькое, но такое мрачное, что просто становилось жутко и неприятно. Несколько отдельных сосен, возвышавшихся над кустарником и простиравших над озером громадные ветки-руки, усиливали это неприятное впечатление: они словно стерегли озеро и хотели защитить, закрыть его своими руками. Берега были топки, в них вязла нога, к воде подойти не было возможности.
- Под нами вода - говорил мой спутник, - а озеру и дна нет. Мерили грузом, и не достали дна. Это ламбушка (озерко) по верованию карел - заколдованная. Она обладает чудодейственной силой. Если в семье болеет ребёнок, карелка несёт его сюда, и как он есть в одежде, погружает его с головой в воду несколько раз. При этом она шепчет заклинания. Затем она раздевает его до нага и надевает новое, принесённое с собой платье, старое-же, с болезнью, с немочью оставляет здесь злым духам озера. Вон взгляните!
Я взглянул по указанному направлению и только сейчас понял, что означали предметы странного вида, торчавшие на берегу. На палках, жердях, на ветках кустов всюду были развешены разные принадлежности туалета, оставленные для злобных духов озера.
- Вот висит шапка - говорил учитель - это значит - у мальчика болела голова, или волосы плохо росли; вот - лапотки; у кого-то болели ноги; эта рубашечка указывает на то, что ребёнок лежал может быть в горячке, и его для исцеления принесли сюда искупать...
- Горячечного искупать в холодной воде? - удивился я - ведь это верная смерть.
- А между тем у нас это обыкновенное средство... А вот висит поясок, должно быть болела поясница...
С ужасом и интересом смотрел я на этих немых свидетелей крестьянских болезней, свидетелей, расставленных вокруг волшебного озера. Они равнодушно смотрели в озеро и придавали ему мрачно - торжественный , священный вид.
Это был самый настоящий языческий уголок.
Большая гора - благодаря своему господствующему положению над окрестностями, всегда была позицией, где сталкивались разные народы и племена. Здесь происходили схватки карел, то с русскими, то со шведами, то шведов с русскими, то с литвы с карелами и русскими . Поля и окрестности Большой горы усеяны костьми шведов, финнов, карел, литовцев, поляков, русских. В самой деревне стоит громадный курган, в котором по преданию погребены в XIII в. остатки шведских войск, сражавшихся с Александром Невским, добитые здесь карелами. Однажды возле кургана карел копал картофельную яму, и выкопал большой железный топорик старинного "фасона", а кругом в земле часто находят оружие и даже железные ядра.
Олонецкий край. Круковский М.А.1904 г.