Карельский край и его будущее в связи с постройкой Мурманской железной дороги. Часть V.
Просмотров: 2339
Северный. Труд И. В. Оленева: Карельский край и его будущее в связи с постройкой Мурманской железной дороги. 1918 год. Часть V.
V-я глава знакомит с промыслами карел, каковы разносная торговля, заготовка и сплав бревен для лесопильных заводов, рыбной ловле, ловле семги в Подужемском пороге, лесной охоте и т. п. Не упоминает только автор о хищническом лове рыбы, грозящем и обильной водами Карелии истреблением рыбы. Но главным, основным, для Карелии надо считать все-таки сельское хозяйство. Вот почему весьма необходимо поднять этот вид промысла. Бывало в Финляндии с этой целью для наших карел открывались курсы. По нашему мнению, пора открыть в Карелии несколько первоначальных сельско-хозяйственных школ, напр., в с. Юшкозере, затем в Ухте или Вокнаволоке. Огородничество также нашло-бы приложение в Карелии, если бы побольше знаний и дельного руководства в этом деле. К V-й главе относятся 7 фотографий, из коих одна наглядно представляет забор для ловли семги в с. Подужемье. Замечание автора об арендаторах семужьего забора здесь является уже анахронизмом: давно уже семгу ловят сами крестьяне. Подужемские карелы отличаются искусством строить суда, чем и занимаются в Поморье. На стр. 101-ой название реки правильнее читать Оланги (вероятно в книге опечатка). Фотография на стр. 107-ой знакомит несколько с условиями сплава леса по реке Кеми и дает представление о берегах её около с. Юшкозера. На стр. 98-й следует более правильно читать не Кеймова, а Кемова, фамилия очень распространенная в северной части Карелии, напр. в Кестеньгской волости. В числе озер у автора не упомянуто значительное Кереть, озеро, дающее начало реки Керети. В VI-ой главе описывается пограничное (с Олонецкой губ.) с. Кимас-озеро и его достопримечательность Мининское училище, открытое на средства карела-благотворителя Минина (он жертвовал деньги даже на осушку одного озера, чтобы получить из него пастбище), подчеркивает любовь карел к ученью, передает исторические воспоминания, связанные с селом (о св. Рокаччу, убитом шведами в XVI стол.) и делает историческую справку о карелах (на основании летописных сказаний). Глава иллюстрирована 12 рисунками, из коих половина дает представление о карельских украшениях и изделиях (палки для катанья белья, прялка, оконная резьба, вышивка, рукавицы), а остальные с видами Кимас-озера (церковь, курган св. Роккачу, изба, её внутренность и т. п.).
Северный. Труд И. В. Оленева: Карельский край и его будущее в связи с постройкой Мурманской железной дороги // Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера. 1918. № 1 – 2.