Народный учитель
Просмотров: 1537
Въ нашей Олонецкой губерніи народный учитель живетъ въ условіяхъ значительно худшихъ, чѣмъ въ остальной Россіи. Тамъ часто прославляютъ учителя какъ «скромнаго, незамѣтнаго труженика, идейнаго работника, раба долга» и т. п. и хотя учитель дѣлается «мученикомъ» и «рабомъ» не въ силу, какъ выражается Бѣльскій, «какого то жертвеннаго настроенія, а благодаря тѣмъ возмутительнымъ условіямъ, въ которыхъ онъ живетъ», но въ нашей Олоніи и этого сочувствія учитель не встрѣчаетъ. Нѣтъ его со стороны прямого начальства и очень мало со стороны народа.
Не лучше относится къ учителямъ и земство, такъ напримѣръ, Петрозаводское запретило содержателямъ земскихъ станцій выдавать учителямъ по открытымъ листамъ лошадей (за прогоны) въ срединѣ года, а Вытегорское ‒ всегда считало ниже своего достоинства выдавать учителямъ листы.
Посмотримъ на матеріальное положеніе учителей. По этому поводу хорошая замѣтка была изъ Вытегорскаго уѣзда въ № 3 «Вѣстника Олонецкаго Губернскаго Земства». Не вдаваясь въ положеніе семейнаго учителя настолько тяжелаго, что не поддается описанію, возьмемъ холостого учителя. Жалованье положено 30 руб., но за вычетомъ на пенсію (1 р. 80 к.) и на военныя нужды учитель получаетъ 27 руб. На эти 27 руб. и нужно учителю построить свой бюджетъ. Хорошо, когда удается найти помѣщеніе со столомъ за 20 руб., а то приходится вести свое хозяйство самому, и тогда кромѣ дефицита и долга лавочнику ничего въ результатѣ не остается. И вотъ получается такое положеніе. Учитель ‒ человѣкъ образованный, интеллигентный, которому необходимы и журналъ и газета, чтобы отвѣчать на разспросы крестьянъ о внѣшнихъ и внутреннихъ событіяхъ, а денегъ на выписку не хватаетъ.
Въ Государственной Думѣ рѣшено дать прибавку учителямъ въ 5 руб. Но наши учителя ее не получаютъ и продолжаютъ бѣдствовать, особенно теперь, во время всеобщей дороговизны. Петрозаводское земство пришло правда на помощь бѣдственному положенію учителя и ассигновало прибавку въ 2 рубля въ мѣсяцъ, но и этимъ учителямъ не пришлось воспользоваться, т.◦к. у управъ не оказалось денегъ. И вотъ, чтобы свести концы съ концами учителю приходится искать себѣ лѣтомъ другихъ занятій. И вотъ нѣкоторые пристраиваются къ статистическимъ либо лѣсоустроительнымъ работамъ, другіе въ желѣзнодорожныя и частныя конторы. Иные уходятъ въ приказчики по сплаву лѣсовъ изъ Олоніи въ Петроградъ, и наслаждаются всѣми красотами весенней и лѣтней природы, сидя, напримѣръ за чайничкомъ, на плотахъ, идущихъ внизъ по красавицѣ Свири; нѣкоторые устраиваются болѣе комфертабельно ‒ на баркахъ. И, дѣйствительно, велико терпѣніе нашего учителя. Еще недавно мы читали объявленія въ «Олонецкомъ Эхо», что требуются стражники съ жалованьемъ 60 руб. въ мѣсяцъ, а учитель ‒ человѣкъ умственнаго труда получаетъ вдвое меньше. А вспомните условія его жизни въ глуши Олоніи. Многіе изъ васъ навѣрное, видѣли эти приспособленныя къ училищамъ крестьянскія избы съ маленькими оконцами, низкими, задѣвающими за голову, потолками, дымящими и холодными печами, въ тоже время занимающими половину комнаты, и обоняли тотъ специфическій запахъ непровѣтриваемыхъ помѣщеній, гдѣ каждому человѣку приходится воздуха не болѣе кубическаго аршина.
Недавно мнѣ пришлось побывать въ селѣ Туломозерѣ, Олонецкаго уѣзда, гдѣ учитель П. К. Успенскій ‒ одинъ изъ идеальныхъ учителей ‒ за отсутствіемъ въ классѣ мѣста при наплывѣ учениковъ вынужденъ устраивать занятія для двухъ смѣнъ черезъ день, чтобы какъ-нибудь пройти полный курсъ.
Положеніе учительницъ еще болѣе худшее. Учитель все же можетъ позволить себѣ большее, сокращая расходы напримѣръ на одежду, но барышня-учительница должна быть прилично одѣта и обута, что при теперешней дороговизнѣ, получая 27 р. жалованьяочень мудрено сдѣлать.
Теперь часто повторяютъ извѣстную фразу, что въ 1870 г. побѣдилъ народный учитель. Не менѣе велика роль народнаго учителя и въ настоящеевремя, а потому земства должны принять самыя серьезныя мѣры къ тому, чтобы поставить этихъ скромныхъ тружениковъ въ болѣе достойное ихъ роли положеніе.
I. Клюжій.