Обряд поминовения умерших

Просмотров: 447
Кладбище в городе Кеми Этническая принадлежность. Начало XX века. Карелия, Кемский р-он, г. Кемь (Архангельская губ.,Кемский уезд)


Обрядъ поминовенія умершихъ въ 40-й день у чудиновъ западнаго побережья Онежскаго озера. Часть - II.

Служба окончена. Родные и знакомые ѣдутъ на поминальный обѣдъ. Но теперь душа не спѣшитъ домой вмѣстѣ съ ними: она ждетъ „служителя церковнаго—своего молитвенника деннонощнаго”. Дома ей опять предстоитъ встрѣча, но встрѣча болѣе почетная, чѣмъ вчера.

Завидѣвъ издали спутника души— батюшку, всѣ домашніе, родные и знакомые выходятъ на улицу. Впереди всѣхъ баба несетъ ржаной кисель съ молокомъ, а въ постъ съ „сулоемъ”, а за ней по-парно идетъ десятокъ сродницъ съ полными тарелочками разнаго рода ястій. По примѣру священника всѣ, положивъ на себѣ крестное знаменіе, берутъ по ложкѣ киселя, подходятъ подъ благословеніе къ батюшкѣ и кланяются ему въ ноги. Процессія съ преднесеніемъ киселя возвращается въ избу, гдѣ причтъ кряду поетъ литію за умершаго.
Затѣмъ слѣдуетъ чаепитіе и обѣдъ. За чаемъ и обѣдомъ по правую сторону священника „на уголку” ставятъ приборъ и „подносье” для души.
Все идетъ обычнымъ порядкомъ, пока батюшка, отвѣдавъ традиціоннаго киселя, не положитъ ложки. За этимъ бабы слѣдятъ внимательно и по этому знаку начинаютъ голосить:
«Вы, попы, отцы духовные,
«Вы причетнички церковные,
«Вы поѣшьте-тко, покушайте...
«Ты поѣшь, родимый батюшка, )
«Не обезсудь, не распрогнѣвайся:
«Мало питьицовъ медьяныихъ,
«Мало яствицовъ сахарныихъ»... и т. д.


Плакальщицы на песенном фестивале .Сортавала , парк Ваккосалми, Певческое поле (Vakkosalmen puisto).Плакальщицы на песенном фестивале .Сортавала , парк Ваккосалми, Певческое поле (Vakkosalmen puisto).


„Причити” продолжаются до тѣхъ поръ, пока всѣ не встанутъ изъ за стола и не поблагодарятъ хозяевъ за угощеніе. Родственниковъ и сосѣдей на „сорочинахъ” бываетъ немало и потому приходится „ставить” за первымъ два и три стола. Но вотъ, всѣ накормлены. Со столовъ все прибрано. Только въ большомъ углу на столѣ, покрытомъ скатертью, оставлено блюдо съ киселемъ да пустая тарелка. Батюшка возлагаетъ на себя эпитрахиль, а псаломщикъ беретъ съ божницы просфору и ставитъ ее на тарелку. Положено начало литіи, пропѣто „Святыій Божій”... „Отче нашъ”... Съ началомъ пѣнія „Со духи праведныхъ” псаломщикъ беретъ тарелку съ просфорой и впереди всѣхъ выходитъ изъ избы; за нимъ слѣдуетъ священникъ, затѣмъ баба съ киселемъ и наконецъ, всѣ присутствующіе. Шествіе въ томъ же порядкѣ продолжается по дорогѣ къ кладбищу. Теперь впереди всѣхъ уже появляется вчерашній мальчуганъ опять верхомъ на запряженной лошади. Пройдя такимъ образомъ саженъ 30—40, всѣ останавливаются. Батюшка возглашаетъ „вѣчную память”. Душа въ это время садится въ приготовленный экипажъ и возвращается туда, откуда наканунѣ прибыла. Продолжительное кажденіе священнослужителя сопровождаетъ ее въ дальній путь. Снова всѣ „поминаютъ киселемъ, подходятъ подъ благословеніе къ священнику и кланяются ему въ ноги. Обрядъ поминовенія оконченъ. „Слава-ти, Господи слышится среди бабъ, „отпустили душеньку раба(ы) Божьяго(ей) имя-рекъ”!

Кромѣ службъ церковныхъ, въ этихъ поминкахъ нѣтъ ничего христіанскаго. Отъ нихъ вѣетъ сѣдой стариной языческихъ обрядовъ религіи финскихъ племенъ. По отшествіи отъ міра сего, люди почти не измѣняются и уходятъ на „тотъ свѣть”. — „Тотъ свѣтъ” — не есть что-нибудь опредѣленное и съ представленіемъ о немъ не соединяется христіанское представленіе о загробной жизни. Жизнь умершихъ „на томъ свѣтѣ” проходитъ рядъ пиршествъ и угощеній, которыя представляютъ изъ себя ничто иное, как „сорочинные обѣды”, устраиваемые ихъ живыми родственниками. На эти обѣды умершіе и приглашаютъ по очереди другъ — друга. Въ угощеніяхъ недостатка никогда не ощущается: люди во множествѣ умираютъ ежедневно, слѣдовательно и „сорочины” справляются на землѣ тоже ежедневно. „Сорочинный обѣдъ” необязательно устраивать въ одно опредѣленное время, именно въ сороковой день по смерти, а можно — спустя даже годъ, два и такъ до сорока ). Но, если въ теченіе этого продолжительнаго періода времени родные не позаботятся объ этомъ, то жизнь умершаго становится „на томъ свѣтѣ” невыносимой: его умершіе собратья не только лишатъ его угощеній, но будутъ еще „дразнить”. Поэтому-то всякій чудинъ считаетъ своимъ священнымъ долгомъ справить „сорочинный обѣдъ” и тѣмъ „отпустить” — успокоить душу умершаго сродника.

Священникъ А. Малин

Карелия СССР

  • Обратная связь
  •  

Советская Карелия

kalarokka, lyhytpajo, АКССР, Авель Енукидзе, Александровский завод, Архип Перттунен, Беломорск, Беломорско-Балтийский канал, Березин Николай Ильич, Валаам, Великая губа, Видлица, Водла, Водлозеро, Вокнаволок, Вохтозеро, Гельсингфорс, Дмитрий Бубрих, Заонежье, Иван Фёдорович Правдин, Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера, Ипатов Василий Макарович, Ирина Андреевна Федосова, К-ФССР, КАССР, КФССР, Калевала, Калевальский район, КарЦИК, Карелгранит, Карело-Финская ССР, Карельская АССР, Карельская Трудовая Коммуна, Карельские народные сказки, Карельский фронт, Каронегсоюз, Кемь, Кереть, Кестеньга, Кижи, Киндасово, Кирьяжский погост, Колхозойн Пуолэх, Кондопога, Кончезеро, Кончезерский завод, Корельский уезд, Кюлолакшский погост, Ладожское озеро, Лесков Николай, Лопские погосты, Лососинка, Лоухский район, Маннергейм, Мариинский канал, Марциальные воды, Маршруты по Карелии, Мегрега, Медвежьегорск, Михаил Калинин, Нюхча, Обонежье, Озеро Укшезеро, Олонец, Олонецкая губерния, Олонецкие губернские ведомости, Олонецкий край, Олонецкий уезд, Онего, Онежское озеро, Пертозеро, Петр I, Петр Алексеевич Борисов, Петр Мефодиевич Зайков, Петровский завод, Петроглифы Карелии, Петрозаводск, Петрозаводский уезд, Повенец, Повенецкий уезд, Подужемье, Приладожье, Пряжа, Пряжинский район, Пудож, Пудожский район, Пудожский уезд, Рокаччу, Сердоболь, Спасская губа, Тойво Антикайнен, Топозеро, Унелма Семеновна Конкка, Ухта, Ухтинская республика, Федор Глинка, Шуньга, Шуньгский район, Шюцкор, Эдвард Гюллинг, Элиас Лённрот, Юшкозеро, Ялмари Виртанен, белофинны, бычок-подкаменщик, валун карелия, варлаам керетский, вепсы, геология карелии, гражданская война в карелии, густера, елец, ерш, знаменитые люди карелии, изучение карельского языка, интервенция в карелии, кантеле, карелиды, карелия карелы, карело-финский эпос, карелы, карельская еда, карельская изба, карельская карта, карельская кухня рецепты, карельская национальная кухня, карельская письменность, карельская свадьба, карельская частушка, карельские грамоты, карельские диалекты, карельские загадки, карельские заклинания, карельские обряды, карельские пословицы, карельские предания, карельские причитания, карельские руны, карельские сказки, карельские суеверия, карельские традиции, карельские частушки, карельский крест, карельский фольклор, карельский язык, карельское поморье, кареляки, кемский уезд, коллективизация 1930, колюшка, корела, корюшка, лещ, ливвики, лопари, лосось, луда, людики, монастыри карелии, мурманская железная дорога, налим, наука карелия, одежда карел, озера Карелии, окунь, олонецкие заводы, олонецкий район, палия, плакальщица, плотва, поморы, причеть, раскулачивание 30 годов, река Суна, река Шуя, рекрутская песня, рунопевец, рунопевцы, русский фарфор, рыба в карелии, ряпушка, саамы, сиг, словарь карельского языка, староверы и старообрядцы, старокарельское блюдо, судак, сямозеро, туристические маршруты по карелии, уклея, финно угорские языки, финны, финская интервенция, финская оккупация, хариус, чудь, шунгит карелия, щука, язь, ёйги

Показать все теги

Популярное