Выпись изъ церковной лѣтописи по Покровской церкви Пидьмозерскаго прихода, Олонецкаго уѣзда.
Просмотров: 1665
Карелия: Олонецкий уезд
1903 года мая 19-го дня я, пишущий, священникъ былъ въ домѣ крестьянина деревни Коневой-горы Алексѣя Филиппова Якушева по случаю 40-го дня смерти отца означеннаго крестьянина — Филиппа. По смерти Филиппа осталось два брата Алексѣй н Аѳанасій, которымъ отецъ завѣщалъ не дѣлиться до Покрова 1-го октября, но они схоронивши отца порѣшили нарушить отцовское завѣщаніе и раздѣлиться раньше; особенно на этомъ настаивалъ Аѳанасій.
Еще до 40-го дня у нихъ происходили очень крупные споры, о чемъ сообщала мать ихъ, а въ 40-й день они, должно быть, рѣшили подѣлиться. Вотъ, я сижу рядомъ на разстояніи ½ аршина отъ Аѳанасія и веду рѣчь съ нимъ о раздѣлѣ въ присутствіи его брата и матери, которые находились чрезъ комнату отъ насъ. Во время нашего разговора на улицѣ началъ раздаваться небольшой громъ, молніи же видно не было.
Вдругъ въ комнатѣ, гдѣ находились мы, раздался страшный трескъ, отъ котораго я былъ оглушенъ и потерялъ сознаніе. Такое состояніе продолжалось въ теченіе 10 минутъ. Когда сознаніе возвратилось, то я, осмотрѣвшись кругомъ, увидѣлъ нѣчто ужасное — мой собесѣдникъ лежалъ мертвымъ — его сразила гроза.
Въ сосѣдней комнатѣ съ нашей находились церковный сторожъ Василій Дегтяревъ и Хевронскаго прихода, крестьянинъ Варной, которыхъ со скамьи, на которой они сидѣли, отбросило на 1½ аршина, и которые пришли въ сознаніе чрезъ часъ.
Спасеніе своей жизни я, грѣшный іерей, приписываю промыслу Божію, а судить о смерти Аѳанасія предоставляю читающимъ, объ этомъ событіи, которые, можетъ быть, усмотрятъ правосудіе Божіе, карающее непокорныхъ дѣтей. Предъ означенной катострофой я съ матерью умершаго велъ такой разговоръ:
«Хорошо той, говорила старушка, оставаться вдовицей, у которой дѣти согласны между собой и доживаютъ вмѣстѣ до смерти своей». Я подтвердилъ ея слова и между прочимъ сказалъ, что въ старину такъ и было, что дѣти все имѣли общее, не дѣлились между собой. Далѣе она продолжала: «хорошо батюшка, тѣмъ, у кого одинъ сынъ, а у меня ихъ двое и требуютъ раздѣла, между тѣмъ мнѣ этого не хочется». Такъ она говорила потому, что убитый дня за три до смерти сильно ее оскорбилъ даже бранилъ ее нехорошими словали. Едва мы окончили рѣчь, какъ исполнилось желаніе матери, именно, у ней остался одинъ сынъ, а «другому не надо уже и дѣлиться», по выраженію прихожанъ, ихъ Богъ раздѣлилъ.
Я думаю, что подобный случай послужитъ нравоучаніемъ для прихожанъ и заставить ихъ воздержаться отъ оскорбленій родителямъ.
Еще до 40-го дня у нихъ происходили очень крупные споры, о чемъ сообщала мать ихъ, а въ 40-й день они, должно быть, рѣшили подѣлиться. Вотъ, я сижу рядомъ на разстояніи ½ аршина отъ Аѳанасія и веду рѣчь съ нимъ о раздѣлѣ въ присутствіи его брата и матери, которые находились чрезъ комнату отъ насъ. Во время нашего разговора на улицѣ началъ раздаваться небольшой громъ, молніи же видно не было.
Вдругъ въ комнатѣ, гдѣ находились мы, раздался страшный трескъ, отъ котораго я былъ оглушенъ и потерялъ сознаніе. Такое состояніе продолжалось въ теченіе 10 минутъ. Когда сознаніе возвратилось, то я, осмотрѣвшись кругомъ, увидѣлъ нѣчто ужасное — мой собесѣдникъ лежалъ мертвымъ — его сразила гроза.
Въ сосѣдней комнатѣ съ нашей находились церковный сторожъ Василій Дегтяревъ и Хевронскаго прихода, крестьянинъ Варной, которыхъ со скамьи, на которой они сидѣли, отбросило на 1½ аршина, и которые пришли въ сознаніе чрезъ часъ.
Спасеніе своей жизни я, грѣшный іерей, приписываю промыслу Божію, а судить о смерти Аѳанасія предоставляю читающимъ, объ этомъ событіи, которые, можетъ быть, усмотрятъ правосудіе Божіе, карающее непокорныхъ дѣтей. Предъ означенной катострофой я съ матерью умершаго велъ такой разговоръ:
«Хорошо той, говорила старушка, оставаться вдовицей, у которой дѣти согласны между собой и доживаютъ вмѣстѣ до смерти своей». Я подтвердилъ ея слова и между прочимъ сказалъ, что въ старину такъ и было, что дѣти все имѣли общее, не дѣлились между собой. Далѣе она продолжала: «хорошо батюшка, тѣмъ, у кого одинъ сынъ, а у меня ихъ двое и требуютъ раздѣла, между тѣмъ мнѣ этого не хочется». Такъ она говорила потому, что убитый дня за три до смерти сильно ее оскорбилъ даже бранилъ ее нехорошими словали. Едва мы окончили рѣчь, какъ исполнилось желаніе матери, именно, у ней остался одинъ сынъ, а «другому не надо уже и дѣлиться», по выраженію прихожанъ, ихъ Богъ раздѣлилъ.
Я думаю, что подобный случай послужитъ нравоучаніемъ для прихожанъ и заставить ихъ воздержаться отъ оскорбленій родителямъ.
Пидьмозерскаго прихода священникъ Леонидъ Тихомiровъ.
Вѣрно: Благочинный, священникъ Аѳанасій Срѣтенскій.
Вѣрно: Благочинный, священникъ Аѳанасій Срѣтенскій.